Видимые различия в политической деятельности и бизнесе на поверку оказываются весьма иллюзорными. Несмотря на разницу во внешнем антураже, в действующих лицах и применяемых инструментах, политика в современных условиях – это ни что иное как конкурентная борьба за ресурсы, основные из которых – власть, деньги, влияние на умы и сердца граждан.
Большой бизнес, так же как и большая политика, преследует те же цели: бизнесменам нужны не только деньги и максимальные прибыли от принадлежащих им предприятий, но и авторитет, уважение, узнаваемость, безопасность. Схожие цели предопределяют наборы наиболее эффективных средств для их достижения, к числу которых относятся политический маркетинг, продвижение личного и партийного брэнда, реклама, пиар, кадровый и событийный менеджмент и некоторые другие инструменты, широко используемые в бизнесе.
Окинув даже беглым взглядом поля российских и зарубежных политических баталий, мы безошибочно выделим все те способы предпринимательской деятельности, которые стали классическими в работе по привлечению потребительских контингентов. У каждой политической партии теперь имеется своя торговая марка (брэнд), свои специалисты по рекламе, имиджу, продвижению и PR-технологиям, способам отслеживания рейтингов и исследованию потребительских (электоральных) сегментов. В политических кругах неуклонно повышается роль СМИ и интернета, умение конкурировать с соперниками на публичных площадках в рамках транспарентности, честности и открытого общения. Попытки политических сил различной ориентации применять к своим избирателям и оппонентам грубую силу и репрессии, вызывают ныне, по преимуществу, обратную реакцию.
Таким образом, сходство современного предпринимательства и его политического аналога, основанного во многом на тех же подходах, позволяет нам говорить о политическом бизнесе как рабочем понятии. Введение в рассмотрение категории политического бизнеса дает нам платформу для анализа современной российской политики с точки зрения нестандартного подхода, более характерного для исследования бизнес-процессов.
Начнем с того, что попытаемся ответить на наиболее злободневные вопросы политической жизни сегодняшней России – почему «Единая Россия» и ее лидеры – президент Д.Медведев и премьер В.Путин резко снизили свое влияние на массы, и что способствовало серьезному понижению рейтингов властных структур?
С точки зрения правящей элиты население страны в большинстве регионов страны (за исключением республик Северного Кавказа) повело себя совершенно неожиданно, устраивая митинги протеста и массово высказывая свое недовольство имевшими место подтасовками результатов выборов. И это при том, что экономический рост в России продолжается, составив к концу года 4,5 процента, заработные платы и пенсии растут (особенно у таких категорий, как военные, полицейские, судьи и госчиновники), безработица идет на спад. Да и подтасовки при голосовании, там, где они были, не так уж значительны – раньше были гораздо более весомыми. Уровень протестного голосования, выражающегося в порче бюллетеней, тоже не назовешь серьезным: если на прошлых выборах был зафиксирован уровень в 1,1 процента, то теперь – 1,58 процента.
Это явное несоответствие между достигнутыми результатами в экономическом и политическом плане, с одной стороны, и протестными настроениями населения, с другой, В.В.Путин смог объяснить только тем обстоятельством, что некоторые оппозиционные силы и партии в нашей стране финансируются из-за рубежа, а госсекретарь США Х.Клинтон публично назвала российские выборы нечестными.
Недоумение президента и премьера вполне можно понять, так как раньше при таких неплохих экономических и социальных достижениях можно было не заботиться о рейтинге президента и правительства. А тут – совершенно непонятная реакция капризного электората. Да, конечно, был кризис, — резонно замечает В.Путин, — кто-то потерял работу, где-то снизились доходы, но в целом экономика восстанавливается весьма бодро.
Что и говорить, аргументы премьера с Х.Клинтон и прошедшим кризисом весьма слабые, ими точно нельзя объяснить внезапный поворот в общественном сознании. Нужны более убедительные доводы.
Попробуем их выявить с точки зрения технологий ведения политического бизнеса, обнаружения ошибок и просчетов власти на более длительном промежутке времени.
Анализируя графики динамики электоральных предпочтений и индекса доверия политикам (см. рис.1 и рис.2), мы отчетливо видим, что в период мирового финансово-экономического кризиса (2008-2010 гг.) рейтинги Единой России, президента Д.А.Медведева и премьера В.В.Путина были устойчивыми и стабильными. Снижение, если и имело место, то было, по данным ВЦИОМ, микроскопическое.
Более или менее серьезные движения в представленных рейтингах начинаются с декабря 2010 г. Менее крутое снижение мы видим по «Единой России» и достаточно сильное по индексам доверия Д.А.Медведеву и В.В.Путину. При этом почти синхронно начинает расти доверие к оппозиционным партиям и политикам. Говоря языком технического анализа, боковая динамика сменилась на нисходящий тренд.
Спусковым механизмом к протестным выступлениям послужило убийство в Москве футбольного болельщика Е.Свиридова, когда молодежь в столице и некоторых других городах массово выступила против коррумпированности милиции и правового беспредела. Тогда почти треть населения России (31%) восприняла это как погромы и массовые беспорядки (см. статью на сайте «Фанатское движение в России: неспортивный аспект»). Однако это событие стало первой пробой сил протестующей молодежи.
Проводя аналогию с бизнесом, заметим, что власть не сделала из данного инцидента правильных выводов, применив инструменты антикризисного менеджмента. Администрация президента и аналитические службы правительства по привычке посчитали, что случившееся на Манежной площади 7-15 декабря – лишь случайная флуктуация и скоро вновь все вернется на круги своя. Замглавы президентской администрации В.Сурков тогда объяснил случившееся тенденциями, заданные «либеральной публикой», ситуация скоро стабилизируется. Однако ожидавшегося восстановления доверия к властным структурам все же не произошло, рейтинги месяц за месяцем упрямо и неуклонно снижались.
Вместо того чтобы произвести кадровые перестановки, снять общественное напряжение путем жесткого наказания виновных, производства превентивных мер, властные структуры продолжали упрямо гнуть свою линию, состоящую в том, что давление на нас оказывать бессмысленно, мы знаем, что делаем и не позволим никому вмешиваться в процессы принятия решений.
К середине 2011 г. стала возрастать предвыборная активность конкурентов «Единой России» по думским выборам. Коммунисты, справедливороссы, ведомые С.Мироновым, ЛДПР, правые партии и патриотические силы стали активно критиковать власть, усиливать пропагандистскую деятельность и политическую рекламу. В бизнесе данный процесс называют захватом новых сегментов рынка. «Единая Россия» не нашла действенных ответов своим активизировавшимся конкурентам, посчитав, что тактика прошлых выборов, когда «собака лает – караван идет» вновь даст позитивные результаты. Но на этот раз отсутствие предвыборных дебатов и ярких полемистов в рядах правящей партии явно отобрало у власти голоса. Рекламная кампания, проводившаяся «Единой Россией» была достаточно блеклой, если не сказать бездарной (особенно если учесть скандалы со щитовой рекламой М.Прохорова в регионах, в которых прослеживалась все та же рука ЕР).
В череде ошибок власти нельзя обойти вниманием объявление о «рокировке» тандема, произошедшего в конце сентября. Именно в этот период мы видим ускорение движения вниз рейтингов доверия Д.Медведеву и В.Путину. Российские избиратели посчитали себя оскорбленными, постольку поскольку решение было принято без учета их мнения. С точки зрения менеджмента — это серьезная ошибка. Обычно в бизнесе вовлечение сотрудников в процесс управления компанией – весьма эффективный мотивирующий фактор. То же самое можно сказать и про бизнес политический. Ошибка состояла в том, что правящий тандем вольно или невольно показал избирателю, что победа – дело практически решенное, достаточно лишь договориться между собой. На этот просчет электорат ответил дополнительной долей протестного голосования.
Что же подсказывает практика современного бизнеса в сложившихся условиях – как действовать в условиях известного падения лояльности потребителей (или избирателей)? Обычной практикой является использование процедуры ребрэндинга – то есть существенного изменения всех управленческих и организационных процессов, замены торговой марки, смены имиджа и первых лиц правящей партии, включая правительство и федеральных чиновников на местах. Одновременно с этими процессами должна претерпеть существенные изменения философия и идеология «Единой России», которая должна очиститься от клейма «партии жуликов и воров». Экономические и социальные результаты правящей партии и ее лидеров действительно хорошие, однако все достижения смазываются слабой борьбой с коррупционерами и дилетантами. Рекламная и PR-компании «Единой России», и В.Путина должны быть подчинены новой миссии, сделаны более профессиональными и талантливыми людьми. И тогда не надо будет на зеркало пенять, что лицо власти не очень привлекательно.