Один глупый мальчик спросил учителя:
— А зачем земля вращается?
— Это не твое дело – мудро ответил учитель.
М.Горький. На краю земли.
Для осуществления идеи прорывного развития России, о котором говорил Д.Медведев на Петербургском экономическом форуме, придется многое сделать, а еще больше – изменить в сердцах и головах государственных мужей, депутатов, руководителей всех рангов и уровней.
Что понимается под прорывным развитием? Прежде всего, резкая активизация интеллектуального и предпринимательского потенциала страны, улучшения условий функционирования национального бизнеса и привлечения длинных инвестиций из-за рубежа. Задача состоит не только в том, чтобы изменить характер сырьевой направленности экономики России, но и изменить ментальность людей, создать иную основу для современного гражданского общества.
Следует отметить, что данное переосмысление стратегических принципов и приоритетов высшим руководством нашей страны происходит в условиях, когда и другие развивающиеся государства мира заняты аналогичными мыслями и строят такие же планы. Это и Китай, и Бразилия, и Индия. На подходе крупные региональные державы типа ЮАР, Ирана, Вьетнама, Южной Кореи, Казахстана. Научились жить по рыночным принципам и многие другие, более мелкие (но оттого не менее конкурентоспособные) игроки. Борьба за передел рынков и влияние в экономическом мире идет нешуточная. Страны, которые еще двадцать лет назад считались отсталыми и неконкурентоспособными, сейчас семимильными шагами наверстывают упущенное, врываясь в плеяду мировых экономических лидеров.
Развитые страны во главе с США уже почувствовали за своей спиной горячее дыхание новых лидеров. Однако серьезным образом повлиять на складывающиеся тенденции уже не могут. В этом году Китай стал второй экономикой мира, потеснив Японию на столь почетном пьедестале, а аналитики гадают, когда – через 10 или 15 лет, произойдет смещение США с первой позиции. Что же касается стран Евросоюза, то и здесь ситуация не вполне благоприятная – этот экономический и политический альянс до боли напоминает СССР, организованный на рыночных принципах. В таких союзах, как на коммунальной кухне, начинаются раздоры и жаркие дискуссии о том, кто сколько тратит, зарабатывает, и кто кому должен. Конец в таких случаях всегда один – союз распадается и восстанавливается статус-кво.
Думаю, что европейские страны с их высоким душевым доходом и чрезмерными социальными гарантиями населению в ближайшие два десятилетия поменяют свой статус, сменив желтые майки лидеров, если не на аутсайдеров, то завзятых середнячков. Нынешняя Греция – это только начало. На очереди Ирландия, Португалия, Италия, Испания.
Незавидная участь ждет в этот период и США, с их амбициями мирового судьи и жандарма. Проблема двойного дефицита в последние годы не только не ослабла, но и резко обострилась. Попытки выйти из кризиса путем заливки мировой финансовой системы долларами, которые без устали печатает Федеральная резервная система, кончатся тем, что доллар утратит статус мировой резервной валюты и значительно девальвируется. Иными словами, экономическое солнце уже прошло точку апогея. Это, разумеется, не означает, что США быстро уйдут со сцены, но ситуация неотвратимо меняется.
А что же Россия, с заявленной президентом Медведевым новой прорывной стратегией, – как она вписывается в этот меняющийся мир? Втиснется ли она в когорту лидеров, активно работающих локтями в напряженной экономической и политической гонке?
Для России уготовано два основных варианта. Первый вариант весьма традиционен для нашей страны – за словами президента конкретных решительных действий не последует, его выступление – лишь предвыборный ход. К сожалению, так часто бывает, когда слова первых лиц в стране остаются без конкретного наполнения, все программы и стратегии забалтываются, решения ложатся под сукно. Этот вариант, когда гора родила мышь, будет означать, что Россия собственноручно отцепит себя от локомотивов мировой экономики, будет постепенно привыкать к роли второстепенной державы.
Второй вариант – участие в гонке за мировое лидерство. Здесь потребуется и политическая воля, и смелость в принятии неординарных экономических и политических решений. Смешно было бы думать, что всему политическому и управленческому классу понравятся идеи ускоренной модернизации. Большинству губернаторов, мэров, депутатов и руководителей госкорпораций и так хорошо живется. Зачем что-то менять? Пока доходы от продажи ресурсов имеются, а там видно будет – вот вам и основная идея «просвещенного консерватизма».
Но люди в нашей стране неглупы и дальновидны – основная часть общества понимает и приветствует идеи глубокой модернизации. Достаточно заглянуть в интернет, чтобы убедиться, что люди против тотальной коррупции, вседозволенности чиновников, лизоблюдства и непрофессионализма. Раньше власть отвечала гражданам на их предложения и инициативы коротко и ясно: «Не выше дело!». Сейчас наметились некоторые позитивные подвижки. В.Путин формирует Народный фронт, власти прислушиваются к пожеланиям бизнеса и даже намечают отмену непомерных страховых взносов. Через общественные советы во властные эшелоны пробивается голос разума и конструктивизма.
Тем не менее, для прорывного развития этого явно мало. Для продвижения России на лидирующие позиции нужен благоприятный инвестиционный климат, как для местных предпринимателей, так и зарубежных инвесторов.
Платформой такого климата являются низкие налоги (о коррупции разговор отдельный). Ради низких налогов и высоких доходов предприниматели готовы мириться со многими неудобствами и глупостями. Низкие налоги – примерно такие, как в Казахстане – залог успешного прорывного развития.
Легко предвидеть возражения Минфина и налоговиков всех уровней – у нас, дескать, и так бюджетный дефицит, а пенсии так вообще скоро придется урезать. Это действительно так. Однако следует ориентироваться именно на конкурентоспособный налоговый режим, который становится одним из главнейших факторов в современной экономике. Мирового лидерства с высокими налогами мы не увидим.
Повышение производительности труда, улучшение качества человеческого капитала, сокращение чиновничьего аппарата, ликвидация госкорпораций, всемерное развитие предпринимательства, поддержка молодежного и «пенсионерского» бизнеса – важнейшая альтернатива стагнации и ожидания повышения цен на нефть. Для нового президента – кем бы он ни был – это будет приоритетной задачей.