Термин «санкции», так часто звучащий в последние годы в риторике западных стран, имеет очень давнее происхождение. Этимология слова санкция происходит от латинского sanction – «строжайшее постановление» и имеет два смысловых направления. Во-первых, санкция понимается как утверждение чего-либо высшей инстанцией, разрешение на определённые действия. И, во-вторых, под санкциями подразумеваются меры против нарушения официального соглашения, как наказание за что-либо.
Иными словами, санкции можно трактовать как право более сильного в экономическом, политическом или моральном смысле участника международных отношений наказывать более слабого.
С точки зрения теории конфликтов данное смысловое значение будет несколько односторонним, так как нельзя исключать и другие варианты – такие, например, когда участники политических разногласий находятся в паритетном положении или же когда более слабая сторона накладывает ограничительные меры на сторону, превосходящую её в экономической или военной мощи. К последнему случаю относятся многие действия государств, международных организаций или террористических группировок, которые объявляют о своём неприятии тех или иных событий, о намерении противодействовать определённой идеологии, поведению или поступкам политических лидеров.
Санкции в политическом смысле достаточно многообразны в своих проявлениях – они могут варьироваться от самых мягких в виде предостережения или декларации о намерениях и до самых жёстких и даже жестоких, реализуемых в виде уничтожения материальных и культурных ценностей, а также порабощения, насилия и убийства несогласных.
В общем виде классификацию санкций по степени жёсткости удобно показать в виде схемы (см. рис.1).
Первая группа санкций самая мягкая и обычно затрагивает меры превентивного характера. Политические деятели, законодатели, представители исполнительной власти выступают с публичными заявлениями, прямыми линиями, пресс-конференциями, дают интервью, делают комментарии в соцсетях, в блогах. В своих официальных и неофициальных выступлениях политики пытаются предостеречь своих противников от определённых действий, предупреждая их о возможных последствиях.
Если превентивные меры не помогают или действуют недостаточно, в ход вступает вторая стадия наказания оппонентов. Представители какого-либо государства или союза государств начинают вводить ограничительные меры, направленные против отдельных лиц, компаний, сообществ или межгосударственных объединений с целью вызвать недовольство определённых групп (научных, культурных, социальных, спортивных, конфессиональных, этнических и т.д.). Санкции такого плана, в отличие от превентивных, уже несут в себе известный потенциал ответных мер, наносящих экономический и политический ущерб обеим сторонам.
Ещё более болезненными оказываются санкции, касающиеся внешнеторговых отношений, частичным или полным разрывом хозяйственных связей, туризма, бойкота товаров и финансовой сферы, перекройки поставок энергоносителей. Зачастую под запрет попадают также новые технологии и совместные производства, которые обычно приносят обоюдную выгоду.
Такого рода меры, как правило, пытаются применять США и их союзники в отношении неугодных стран, которые проводят независимую линию во внутренней и международной политике. Под постоянными санкциями находился СССР, начиная со времён НЭПа и индустриализации страны. Потом были Комитет по ограничению экспорта и новых технологий (КОКОМ), бойкот московской Олипиады-1980, ограничения на ввоз зерна и прочие недружественные действия. Теперь на повестке дня стоит вопрос о расширении санкций против России за присоединение Крыма.
Под санкциями США и их сателлитов долгое время находилась Куба, не желавшая идти в фарватере политики Вашингтона. Задавить экономической и политической блокадой пытаются страны Запада Северную Корею, Сирию и Иран, вынудив их пойти на диалог на прозападных условиях.
Наконец, крайней мерой санкций являются насильственные действия, терроризм, физическое уничтожение противника. К таким карательным действиям многие страны и народы прибегали неоднократно на протяжении всей истории человечества. К сожалению, не изжиты они и в XXI веке.
Зато в XXI веке можно применять личные санкции каждым из живущих в какой-либо стране человеком. Эти санкции могут выражаться в публичной критике отдельных политиков или политических институтов через соцсети, посредством бойкота каких-либо сайтов или СМИ, отказа от покупок товаров и услуг каких-либо стран, производителей, персон. Таким образом, каждый человек в современных условиях способен оказывать определённое влияние на лиц, с действиями и высказываниями которых он не согласен.
О том, какие цели и задачи преследуют инициаторы политических и экономических санкций, мы поговорим ниже, рассматривая соответствующий вопрос.
См. также: Идеологическая поддержка санкций, Цели и круг потребителей санкций.