В последней четверти ХХ столетия стали появляться и быстро множиться компьютерные игры. Сначала это были самые простые программные продукты в виде, например, «Тетриса», супер-Марио, гоночных соревнований, симуляторов, различных шутеров (стрелялок). Позже, вместе с увеличением производительности микропроцессоров, расширением памяти и графических ресурсов настольных компьютеров, мощности всевозможных игровых приставок, стали выпускаться всё новые версии игр со сложной графикой, системами управления, дополнительными функциями и сервисами.
Широкополосный интернет, позволяющий на высокой скорости обмениваться данными в онлайн-режиме создал для геймеров возможность играть в командные виды спорта. К началу 2000-х годов начинают появляться первые федерации киберспорта и профессиональные игроки. В настоящее время обороты спортивной кибериндустрии измеряются десятками миллиардов долларов. В систему виртуального любительского и профессионального спорта вовлечены сотни миллионы игроков и болельщиков во всём мире. Причём перспективы развития киберспорта весьма благоприятны во всех возрастных и социальных группах – в том числе в системе инвалидного спорта.
Киберспорт не знает государственных границ, ему не нужны гигантские стадионы, супер-дорогостоящие спортсооружения, переезды и транспортные затраты. Он относительно дёшев, интуитивно понятен и не требует большой физической силы. Спортивная борьба между игроками переносится из физического в виртуальное пространство, основой которого является простейший цифровой код.
Казалось бы, киберспорт – новейшее явление, которому от силы полсотни лет. Отсюда следует и новизна философских воззрений для этого масштабного феномена. Но это далеко не так. О фундаментальном значении цифры первыми заговорили пифагорейцы, которые создали целостное научно-философское и мистическое учение о числах более двух с половиной тысяч лет назад. Цифры и цифровые пропорции – это не просто инструменты счёта, это порядок, гармония, мера и даже числовая магия (каббалистика).
Всё в мире подчинено закону чисел – музыка, звук, красота, движение планет по орбитам, пропорции человеческого тела и даже законы переселения душ (метемпсихоз). Сам Пифагор, как сообщают древние источники, помнил четыре свои предыдущие инкарнации.
Число – это не просто выражение и символ, но и ядро реальности вещи. По сию пору не утихают философские споры о том, является ли число первоматерией, самой вещью или образом вещи.
Если душа – это некая цифровая субстанция, то можно говорить о «памяти предков» (анамнесисе), родстве всех живых существ, об «очищении души» посредством переживания (катарсисе).
На философских и научных построениях пифагорейцев во многом базируется современная доктрина киберспорта. Хорошо вписывается в его фундаментальную основу и понимание мира через призму субъективного идеализма. Согласно этой концепции, реальность для человека – это то, что воспринимает его разум. Это направление хорошо иллюстрирует кинофильм «Матрица», по сюжету которого люди даже не замечают, что живут в системе отменно отлаженного симулятора.
Геймер (киберспортсмен), находящийся в мире физическом, наделяет частью своей души и характера виртуального атлета, делая его alter ego (вторым я). Таким образом, происходит частичное переселение души, её виртуальная реинкарнация в цифровой мир игры – в одного или нескольких персонажей (аватаров). Киберспортсмен уподобляется в игре богу, который воплощается в личностях персонажей и даже может воскреснуть после смерти (как воскрес сам Пифагор, побывавший в Аиде).
Уже сейчас киберспорт ставит перед философией новые проблемы о природе человека, о душе и метемпсихозе, о смерти и бессмертии, категориях борьбы, победы и поражения, управления аватаром и перехвате управления, правил игры, судейства и проч.
Но развитие киберспорта не стоит на месте. Вычислительные мощности гаджетов неуклонно возрастают, множатся идеи цифрового мира, слияния его с физической реальностью. Быстрыми темпами развиваются различные концепции и технологии искусственного интеллекта, цифровых валют, включённых в те или иные игры или социальные сети. По-видимому, уже недалёк тот день, когда оцифровке сможет подвергнуться не только ДНК человека, но и его память, интеллект, характер, способности. И тогда спорт физический, телесный сможет взаимно контактировать со спортом виртуальным взаимообразно, а не только по одностороннему каналу связи «физический игрок – виртуальный атлет». В определённый момент виртуальные спортсмены могут начать собственную жизнь – с автономным разумом, виртуальными валютами, цифровыми болельщиками и потребителями.