Спорт военных, полицейских, работников прочих разведывательных, спасательных, охранных, пожарных, силовых и правоохранительных структур представляет собой весьма многочисленный и массовый сегмент. По самым скромным оценкам, численность курсантов и служащих в этих органах людей, превышает в России цифру в 1,5 млн. человек. Не менее многочисленными являются соответствующие структуры и многих других стран мира – Китая, США, Индии, Евросоюза и т.д.
Специалисты, занятые в вышеперечисленных институтах и ведомствах, по долгу службы должны иметь достаточную общефизическую подготовку и особые навыки, без которых их нельзя считать профессионально пригодными для выполнения поставленных задач. Поэтому общефизическая и специальная подготовка является основой для любых силовых и правоохранительных структур, которая, в свою очередь, составляет базу для освоения спортивно-технических и прикладных дисциплин.
Если показать в виде условной схемы структуру спорта силовых структур, то отмеченные нами составляющие составят две центральные оси классификации (см. рис.1).
Рис.1. Структура спорта в силовых подразделениях
Добиваться высокой боеготовности и надлежащей подготовленности военнослужащих, полицейских и работников всех прочих силовых структур государство может с помощью специальных организационно-управленческих, дисциплинарных и финансовых мероприятий, от адекватности и объемов которых зависит достижение поставленных целей.
В экономическом плане сказанное означает, что главным лицом в системе физической подготовки и спорта силовых структур является государство, которое под поставленные задачи выделяет необходимые ресурсы, заказывает и возводит инфраструктурные объекты, разрабатывает и устанавливает спортивно-технические нормативы, готовит штат инструкторов и тренеров, контролирует качество подготовки военнослужащих и сотрудников силовых структур, утверждает графики сборов и соревнований.
Можно ли говорить, что уровень спорта и качество физической подготовки силовиков напрямую зависит от объёмов финансирования этого вида деятельности? Прямой зависимости здесь нет, хотя вполне очевидно, что известный оптимальный уровень затрат на спорт при этом необходим. Обычно командование силовыми структурами исходит из того обстоятельства, что некий достаточный уровень подготовленности достижим и при минимальных затратах денежных средств (на обустройство спортивных городков, полос препятствий и проч.), тогда как излишние средства будут использоваться нерационально.
В такой парадигме экономики спорта силовых структур имеется своя логика. Однако современные подходы к общефизической и специальной подготовке требуют иных способов и ресурсной базы. Особенно это характерно для спортивно-технических дисциплин и видов спорта. Нельзя научиться подводному плаванию в акваланге и стрельбе под водой в ванной, а прыжкам с парашюта на земле. То же самое можно сказать об автомобильном, авиационном, водно-моторном, мотоциклетном, стрелковом, радиоспорте и даже «танковом биатлоне», придуманном министром С.Шойгу.
Сейчас о военно-технических видах спорта и системе соревнований в них немного подзабыли. А ведь ещё относительно недавно – в 1970 году на 5-й спартакиаде СССР в таких соревнованиях участвовало до 20 млн. (!) человек. В системе подготовке военно-технических видов спорта были заняты не только силовые министерства, но и специальная организация – ДОСААФ, которая вовлекала в спорт допризывников и всех желающих разных возрастов (сейчас деятельность ДОСААФ в России возобновлена).
Конечно, современные модели функционирования спорта силовиков предусматривают самые разные формы существования и финансирования. Здесь и добровольные организации с членскими взносами, и спонсорские взаимоотношения, и предпринимательская деятельность федераций, союзов и ассоциаций спортивно-технического профиля.
Однако главным экономическом звеном в системе спорта силовых структур является государство, которое осуществляет необходимые ассигнования под поставленные задачи через госбюджет (а также бюджеты соответствующих министерств и ведомств).
Выделяя денежные, материальные, информационные и все прочие ресурсы, государство смотрит не только на текущий момент, но и в перспективу. Завершая свою службу, силовики переходят на другую работу, переносят свой опыт, искусства, умения на бытовой, семейный и социальный уровень, то есть улучшают таким образом человеческий капитал, который окупает со временем сделанные в него инвестиции.