Одним из основных параметров экономики спорта является спрос. Это ёмкое и многомерное понятие не такое простое, как кажется на первый взгляд. Что является спросом – количество купленных товаров и услуг или будущее планирование покупок? Какие формы принимает спрос в двигательной активности и спорте? Зависит ли спрос на спорт от предложения, пропаганды и рекламы, от моды на спортивные товары и спортивный образ жизни? Какие виды двигательной активности и спорта следует культивировать – самые недорогие и доступные или элитные, покрытые платежеспособным спросом? Эти многообразные и сложные вопросы практически всегда возникают перед государственными министерствами и управлениями по спорту, перед организаторами торговли спортивными товарами, перед владельцами фитнес-клубов, спортивными федерациями, спортклубами и лигами.
Над проблемами снижения, удержания или повышения спроса ежедневно размышляют тысячи спортивных маркетологов, менеджеров и аналитиков, занятых проблемами повышения эффективности спортивного бизнеса и улучшения здоровья граждан своей страны. Спрос является отправной точкой для предпринимательской деятельности и коммерческих предприятий, для государства и государственных ведомств, ведущих образовательную, спортивно-педагогическую и досугово-оздоровительную деятельность. Спрос важен для строителей спортсооружений, устроителей Олимпиад, крупных международных и внутренних соревнований, для печатных и электронных СМИ освещающих спортивную тематику, для оптовой и розничной торговли спорттоварами.
Почему же для всех участников спортивных отношений так важен спрос? Ответ будет однозначным: наличие спроса обеспечивает потенциальную прибыль. И наоборот, отсутствие спроса показывает, что юридическим и физическим лицам неинтересны какие-либо товары, услуги или информация. Только в случае удовлетворения имеющегося спроса потребители готовы добровольно расстаться с определенными суммами денег, отдавая их за востребованные товары и услуги. Поэтому для бизнеса и государственного сектора проблема выявления спроса, определения его объема, структуры и постоянства имеет первостепенное значение.
Дилемма «нет спроса – нет прибыли» заставляет спортивных менеджеров напрягать интеллектуальные и творческие ресурсы в определении источников спроса, исследования их глубины, иссякаемости, перспектив пополнения.
Но что мы вообще понимаем под спросом? Желание купить что-либо сейчас, когда есть наличные деньги (платежеспособный спрос), или потом, когда появятся деньги (потенциальный спрос), или приобрести что-либо в будущем, когда сформируется более благоприятная конъюнктура и нужный потребителям продукт подешевеет (отложенный спрос).
В экономике спорта важны все перечисленные компоненты спроса. Однако не все они проявляют себя достаточно ясно и отчетливо. Только текущий платежеспособный спрос менеджмент компании или правительственной организации может отследить достаточно просто, приравнивая его к числу произведенных покупок. Изменяя цены на реализуемые товары и услуги, коммерческая или государственная структура может варьировать величину общего спроса.
Все более или менее понятно, когда речь идет о спросе на такие традиционные товары, как пища, одежда, бытовая техника. Но в массовом оздоровительном и профессиональном спорте в качестве объектов спроса выступают такие необычные вещи, как здоровье, красота, общение, сопричастность. На больших спортивных форумах формируется спрос на победу, на воодушевление, сопереживание, на патриотизм и единение нации.
Простыми монетарными (денежными) показателями такой спрос измерить весьма сложно и подчас просто невозможно. Поэтому всегда имеется какая-то степень неопределенности, вероятности ошибок в оценке потенциального спроса и возможности получения ожидаемого потока прибыли.
Для спортивных менеджеров из государственного сектора управления отраслью спорта за кадром остаются рынки неорганизованной физкультуры – сколько людей занимаются двигательной активностью самостоятельно, делая пробежки или утреннюю гимнастику, катаясь на лыжах, посещая фитнес-клубы. Для выявления такого «неявного» спроса, напрямую не связанного с количеством покупок на каком-либо рынке, специалистам приходится обращаться к иным инструментам – специальным социологическим и маркетинговым опросам. Так, опрос, проводимый ВЦИОМ в 2012 году, показал, что доля россиян, занимающихся физкультурой и спортом дома, несколько возрастает с 51% в 2008 г. до 54% в 2009 г., составляя в 2012 г. 53% [1]. При этом доля регулярно занимающихся двигательной активностью людей в России последовательно нарастает – с 9% в 2008 г., до 12% в 2009 г. и 13% в 2012 г.
В экономике спорта принято различать индивидуальный спрос на спортивный продукт, когда речь идет о субъективных предпочтениях отдельной взятого человека, и коллективный или совокупный спрос. Во втором случае речь идет о некоем агрегированном, усредненном показателе, который описывает запросы многих юридических и физических лиц, проживающих в отдельно взятом регионе или стране. Совокупный спрос измеряется в натуральном выражении или денежных единицах.
[1] Прив. по: Пресс-выпуск №2016 «Россияне – о занятиях спортом и своем питании». См.: http://wciom.ru.