Современная экономика динамично развивается, порождая новые хозяйственные феномены, виды и типы предприятий. Среди них особую роль в XXI веке стали играть цифровые или виртуальные предприятия, сформированные в кибернетическом пространстве. Появился и прочно закрепился в деловом обороте термин «виртуальность», который учёные относят к третьему состоянию экономической субстанции. Если до конца ХХ века их было всего две – мир физический и мир мыслительный, ментальный, то теперь к ним добавилась ещё одна объективная реальность – цифровая.
Иными словами, перед человечеством раскрылась новая, неосвоенная ранее среда – виртуальный мир, который, с одной стороны, объективно существует (в нём можно творить, играть, продавать товары и услуги), с другой – он походит на мир ментальный, мыслительный, субъективный; создаваемые в нём продукты часто гораздо дешевле аналогов физического мира (см. рис.2).
С развитием цифровых технологий, интернета, в связи с распространением персональных компьютеров, мобильных гаджетов, виртуальная реальность стала активно использоваться для решения многих экономических задач – изучения рынков, продвижения товаров и услуг, электронной купли-продажи, взаиморасчётов контрагентов сделок, рекламы, пиара и многого другого. Не стало исключением и создание предприятий в киберпространстве.
Вначале вебсайты стали создаваться как вспомогательные подразделения физически существующих предприятий. Входя в сферу электронной коммерции, компании из различных отраслей и сфер экономики использовали свои интернет-ресурсы в целях рекламы, продвижения своего зонтичного брэнда и продуктовых торговых марок, поиска покупателей и расширения спроса.
Затем функции виртуальных подразделений усложнились, в круг их обязанностей вошло общение с потенциальными партнёрами и потребителями, работа с нареканиями и рекламациями, поиск персонала и новых рынков (в том числе зарубежных). Наконец, после отработки системы электронных платежей, вебсайты стали встраивать в структуру предприятия интернет-магазины.
Практика работы цифровых подразделений компаний показала, что в определённых сферах офлайновые предприятия менее эффективны, чем виртуальные. Так оформились процессы создания полностью автономных виртуальных предприятий в области банковской деятельности, брокерского и телекоммуникационного бизнеса, платёжных систем, СМИ, издательского дела, производства и продажи музыки, электронных книг, художественных и анимационных фильмов, компьютерных игр и прочего.
Таким образом, в настоящее время виртуальные предприятия всё более широко входят во многие сферы хозяйственной деятельности, подчас вытесняя из делового оборота компании офлайнового типа.
Цифровые предприятия хорошо подходят для малых форм бизнеса — для самозанятых лиц, индивидуальных предпринимателей, обществ с ограниченной ответственностью. Налогообложения для блогеров, владельцев сайтов и цифровых СМИ весьма благоприятное — если суточная посещаемость интернет-ресурса составляет менее 3 тысяч пользователей (а таковых сайтов более 95% от общей численности), то обладатели подобных виртуальных фирм вообще не обязаны регистрироваться в госструктурах.
Процедура прекращения или продажи бизнеса также отличается простотой — владелец либо просто прекращает деятельность (перестав выплачивать денежные средства за хостинг и домен), либо продаёт свой сайт любому желающему через биржу сайтов (например, биржу Телдери).