В наступившем, 2023 году, перед российскими спортивными юристами, законодателями Госдумы и Совета Федерации, Минспорта и высшим политическим руководством страны всё так же (и даже острее) будет стоять задача переустройства мировой спортивной системы таким образом, чтобы исключить дискриминацию российских спортсменов, сборных и клубных команд. Как показала практика последних лет, последовавших за сочинской Олимпиадой-2014, договориться с объединённым Западом, закусившим удила, нам не удастся. Ни публичные извинения высших чиновников от отечественного спорта, ни выплата огромных штрафов, ни лишение сборной РФ национальной формы, гимна и флага, ни взятие под полный контроль РУСАДА, ни Спортивный арбитражный суд, не могут решить проблемы допуска отечественных атлетов к международным соревнованиям.
К уже существующим претензиям по допингам уже сейчас добавляются политические мотивы, а также новые требования по гендерному составу команд, которые, по мысли главы МОК Томаса Баха, должны будут включать в сборные не менее 10% представителей ЛГБТ-сообщества. Начавшаяся 24 февраля 2022 года СВО добавила в этот перечень требования ряда Международных спортивных федераций пункта об осуждении «путинской войны на Украине». Проще говоря, не осудишь СВО — не будешь принимать участие в состязаниях. При этом никакие доводы российских спортивных чиновников не принимаются, а правовые документы (хартии, уставы) игнорируются. В такой, казалось бы, безвыходной ситуации, которая может длиться неопределённое время, надо предпринимать какие-то меры, которые в ближайшие несколько лет смогли бы серьёзным образом изменить ситуацию в нашу пользу. В ответ на этот беспрецедентный вызов надо включать мозги и имеющиеся в нашей стране интеллектуальные, научные, организационные и управленческие ресурсы.
1 Необходимы существенные изменения в российском законодательстве о ФиС
Спортивным юристам, депутатам, спортивным чиновникам, экспертам необходимо выработать понятийный аппарат, касающийся новых вызовов для отечественного спорта. В частности, в Законе о ФиС следует указать, что является недопустимым и оскорбительным для российских атлетов, тренеров, сборных и клубных команд, выступающих на международной арене. Например, любые дискриминационные меры по поводу лишения национальной формы, гимна, флага страны являются априори недопустимыми. Таким образом ставится точка в бесконечных дебатах и ток-шоу, как надо поступить и что оставить на усмотрение спортсменов. Ведь в конечном счёте задачей «обезличивания» спортсменов является не их личное унижение, а унижение России как великой державы — кто же будет считать страну великой, если она позволяет себя унижать?
По-видимому, следует включить в законодательство о ФиС и положение о признании и непризнании Чемпионатов мира или Европы, а также зимних и летних Олимпиад, проходящих без российского участия. Если наши сборные команды не допускаются к соревнованиям без уважительных причин — значит, они нелегитимны и не могут иметь соответствующий официальный статус. В российских СМИ такие дискриминационные чемпионаты должны именоваться особым образом — например, как квазичемпионаты или локальные игры, микроолимпиады и проч.
Не исключено, что в российское законодательство о ФиС придётся внести категории недружественных стран, организаций и федераций, отношения с которыми должны осуществляться в особом порядке. Критерии включения и исключения из подобных перечней должны быть понятными и открытыми для всех, а зафиксированные положения должны быть обязательны для всех и строго соблюдаться в части экономической, финансовой, информационной сферах, а также безопасности и правовой защиты атлетов, болельщиков, туристов, спортивных функционеров.
Закон о ФиС России должен недвусмысленно определять своё отношение к нарративам МОК и Международных спортивных федераций по поводу ЛГБТ- атлетов и трансгендеров, желающих выступать в мужских и женских категориях. Есть и ещё ряд важных новелл, которые должны найти своё воплощение в усовершенствованном Законе о ФиС РФ.
2 Обсуждение со спортивным сообществом возможных вариантов развития событий
Поскольку любительский и оздоровительный спорт практически никак не подпадает под санкции различных международных федераций и иных структур, речь идёт о профессиональном спорте, об атлетах и спортивных клубах, которые теряют заработки и рекламные контракты. С этой категорией спортсменов и тренеров надо обсудить формы и способы смены спортивного гражданства, модели проведения альтернативных соревнований, пути выхода на новые зарубежные рынки, проведения выставочных поединков, всевозможных турне и т.д. Не исключено, что может быть реализован проект двойного (и более) спортивного гражданства, особых форм аренды атлетов или иных экзотических форм, о которых мы пока лишь догадываемся. В общем, неплохо бы выслушать разные мнения как атлетов, так и чиновников спортивных федераций, ОКР, Минспорта, управлений по спорту на местах.
3 Создание собственных международных спортивных структур, выстроенных по нашим правилам
Совершенно очевидно, что для качественного изменения ныне существующей ситуации потребуется несколько лет, может быть, десятилетие. Эту фазу трансформации условно назовём переходным периодом (хотя правомерно назвать и спортивной революцией). За это время научно-спортивным сообществом России должны быть выработаны философия и теории организационно-управленческих и экономических преобразований. Как мне представляется, этот путь потребует нетривиальных решений, инноваций, новых технологий в формировании цифровых и офлайновых спортивных федераций. Пока видны лишь общие контуры грядущего спортивного завтра, очень разного для различных видов спорта.
В этом процессе не стоит сваливаться в привычные рамки, как, например, РФС, который решил просто выйти из УЕФА и вступить в состав Азиатской конфедерации спорта. Нужен ли болельщикам и самим футболистам такой манёвр? Какие он несёт плюсы и минусы? Освобождает ли россиян от давления недружественных стран в лице Японии, Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи? И опять же, остаётся всё тот же сакраментальный вопрос о попадании сборной РФ на Чемпионат мира под эгидой той же ФИФА.
Без вдумчивой и тщательной научной проработки затронутых нами вопросов мы не решим те серьёзнейшие проблемы, которые ныне стоят перед нами. Более того, я не исключаю, что вал проблем может нарастать и усугубляться — особенно, если учесть богатую фантазию западников и их способности реализовать различные провокации. Сможет ли Минспорт, Правительство и Госдума решить данный вопрос оперативно, обеспечить переходный период кадровыми и финансовыми ресурсами, мы узнаем в течение нынешнего года.