Проблема запоминания детьми образов киногероев, употребляющих алкоголь, заинтересовала британских исследователей. Они решили экспериментально проверить гипотезу о влиянии увиденного на большом экране (или по телевидению) потребления спиртных напитков на будущую судьбу подростков – стали ли те из них, кто больше смотрел кино со сценами выпивки, больше употреблять горячительные напитки.
Для получения обоснованных результатов учёные решили взять достаточно большую выборку в 5 тысяч человек. И хотя такое количество обследуемых лиц стоит дороже, чем небольшая выборка, а времени на исследование и обработку результатов нужно гораздо больше (де-факто оно проходило с 1989 по 2008 гг.), британские экспериментаторы пошли на этот шаг ради достоверности выводов.
Исследователи построили свой анализ следующим образом. Вначале они провели индивидуальное собеседование с 5000 подростками, выяснив их питейные предпочтения. Потом спросили, какие фильмы они смотрели из списка в 50 кинокартин (в том числе «Дневник Бриджит Джонс» и «Авиатор»). Далее результаты обрабатывались и выводилась вероятность влияния фактора увиденного потребления алкоголя на алкогольный статус группы в целом.
Закончив 20-летний труд, учёные Бристольского университета представили общественности следующие данные (итоги данной работы было опубликованы в журнале Pediatrics).
Результаты объёмного исследования показали, что дети, которые смотрели фильмы, содержащие сцены с потреблением спиртного, пили впоследствии на 20% больше и чаще на 70% по сравнению с теми, кто данных сцен не видел. Они также имели в два раза больше шансов приобрести проблемы, связанные с алкоголем (болезни, травмы, разводы, увольнения), чем те, кто не смотрел фильмы со сценами выпивки.
Исследование британских учёных косвенно продемонстрировало, что система допуска к просмотру фильмов подростков имеет изъяны. Кроме того, специалисты по детской психологии подчёркивают, что наблюдаемый ими феномен носит характер имиджевой идентификации, то есть киногерои, потребляющие алкоголь, выглядят круто, лучше общаются с друзьями, быстрее знакомятся в парнями или девушками».