Как мы уже упоминали выше, спортивные мероприятия являются очень гибким и практически универсальным инструментом достижения разнообразных целей самого широкого диапазона – начиная от воспитательных и образовательных и заканчивая политическими и идеологическими. Теперь нам следует вновь обратиться к теме целеполагания, но уже рассмотреть её более детально, включая обзор и краткий анализ функций спортивных мероприятий.
Начнём с лиц, определяющих цели спортивных мероприятий. Сразу подчеркнём, что цели могут быть открыто декларируемыми, публичными и закамуфлированными, закрытыми для общественности. Сокрытие истинных целей бывает целесообразно в отдельных случаях военно-политического, коммерческого характера, а также в условиях информационной войны с кем-либо. Например, проведение 30-тысячных парадов физкультурников в 1930-х годах в СССР имело целью не только показать достижения страны в части спорта и физической активности, но и продемонстрировать потенциальным противникам силу и организацию спортивных обществ, военно-прикладных видов, дух победителей, решимость в новых свершениях. Недекларируемые, пиар-цели есть и у таких мероприятий, как танковый биатлон, изобретателем которого считается министр обороны РФ С.К. Шойгу. Показать силу российского оружия без уничтожения людей и других военных целей, отрекламировать отечественные вооружения и боеприпасы, военные вузы и отличную подготовку участников соревнований — эти задачи также ставятся нашими Вооружёнными Силами.
Свои неявные цели имеют и объединения болельщиков. В этой связи мы можем отметить всевозможные фанатские движения, клубы ультрас, которые, с одной стороны, провозглашают своей целью поддержку спорта или любимой команды, с другой – участвуют в акциях давления на власть или болельщиков иных клубов или сборных.
В массе участников спортивных мероприятий почти всегда находятся лица (или группа лиц), которые преследуют свои личные интересы, начиная от самопиара и заканчивая выражением своего мнения в острой форме. Например, группа болельщиков, пришедшая на волейбольный матч сборных России и Турции, пришла не только для того, чтобы поддержать свою команду, но и выразить своё отношение к туркам после того, как лётчиками этой страны в 2015 году исподтишка был сбит российский бомбардировщик Су-24. Россияне в зале развернули баннер с надписью: «Турки предатели!».
Аналогичную направленность имели раньше и имеют теперь факельные шествия, массовые акции, речёвки, скандирования лозунгов, призванные устрашить соперников, продемонстрировать массовость, агрессию, непримиримость к противоборствующим политическим силам, партиям, идеям, движениям.
Перечислим наиболее часто встречающиеся цели, которые ставятся перед спортивными мероприятиями организаторами (ивент-менеджерами):
— пропагандистские, продвигающие в массы какие-либо идеи или начинания (например, спортивные парады, пропагандирующие женский и этнический спорт, спортивные достижения, спортивные общества и т.д.);
— политические (например, сокольническое движение, форумы и акции движения «Спортивная Россия» и проч.);
— религиозные (первые Олимпиады были посвящены древнегреческим олимпийским богам – отсюда и название Игр);
— показательные, рекламные (например, футбольные или хоккейные матчи с участием знаменитостей – президента В. Путина в Ночной хоккейной лиге или спринтера Усэйна Болта, выступившего за «Манчестер Юнайтед»);
— информационные, приобщающие людей к здоровому образу жизни;
— эпатажные, вовлекающие в спорт, единоборства или двигательную активность (как например, в телепроекте волгоградского ТВ «Волга-Медиа» «Бои белых воротничков»);
— рекрутирующие волонтёров, пенсионеров, инвалидов или какие-либо иные контингенты (например, Спартакиады пенсионеров или предпринимателей);
— экологические, увязывающие спорт, двигательную активность и чистоту окружающей среды;
— за права женщин, гендерное равенство;
— оборонные и военные, связанные с подготовкой кадрового резерва Вооружённых сил;
— развлекательные;
— познавательные;
— профориентационные;
— в поддержку каких-либо контингентов или социальных групп (больных детей, инвалидов, малоимущих и проч.).
В зависимости от поставленных целей рассматриваются и функции спортивных мероприятий. Выделим следующий набор функций:
— досуговая;
— развлекательная;
— образовательная;
— эстетическая;
— прикладная;
— коммерческая;
— научная;
— культурная;
— творческая;
— инновационная;
— экспериментальная;
— туристско-познавательная;
— духовная;
— ценностная;
— оборонная;
— сравнительная.