Самым массовым сегментом двигательной активности является индивидуальный спорт. Речь идёт о людях, делающих самостоятельно пробежки, утреннюю гимнастику, занимающихся плаванием, скандинавской ходьбой, велосипедом, спортивными играми на дворовых пространствах, фитнесом и оздоровительными практиками на неорганизованном уровне. Поскольку таких людей большинство – в любительском спорте их примерно 2/3 от общей численности, где лишь 1/3 объединена в спортшколы, ДСО и клубы (в том числе и в России), этот сегмент чрезвычайно важен для любой страны в аспекте приумножения человеческого капитала, поддержания физического и духовного здоровья нации, преодоления действия деструктивных факторов – алкоголя, наркотиков, курения, безделья, ожирения.
Важность и массовость сегмента индивидуального спорта предопределяет к нему повышенное внимание со стороны управленческих воздействий. В части классификации выделим два уровня персонального менеджмента:
1.сэлф-менеджмент (или самоменеджмент) участников системы двигательной активности и спорта;
2.индивидуальная работа спортивного менеджера (организатора, предпринимателя) с клиентурой, в состав которой входят тренерские, воспитательные и образовательные услуги, консалтинг.
Цели спортивного менеджмента подразделяются на два основных блока – в зависимости от того, каким спортом занимается индивид – профессиональным или любительским.
Начнём с целеполагания в любительстве. Здесь каждый человек пытается с большей или меньшей степенью успешности управлять собой, своими духовными силами и физическим телом. Поскольку главной ценностью для людей является здоровье – об этом говорят многочисленные социологические опросы – мы можем совершенно обоснованно говорить об этой цели в спортивном сэлф-менеджменте как приоритетной.
Но не менее важными являются и другие цели, характерные для разных возрастов и социальных групп. Значимыми целями, которые желательно достичь в заданные сроки, являются:
— приведение в порядок мускулатуры и внешнего вида человека;
— снижение избыточного веса и уменьшение жировой массы тела;
— изменение круга общения, получение новых впечатлений;
— саморазвитие, экспериментирование, проба себя в различных видах спорта, спортивном туризме, путешествиях, знакомствах, получение новых впечатлений, умений, навыков;
— следование моде, желание быть современным человеком, ведущим активный образ жизни.
Но избранные управленческие цели достигаются далеко не всеми индивидами, поскольку их достижению мешают различные обстоятельства, значение которых первоначально недооценивалось.
Выступая в роли менеджера, который управляет собой – своими мыслями, желаниями, диетой, привычками, распорядком дня, физическими нагрузками, свободным временем – человек вдруг обнаруживает, что он плохо знает самого себя. Его разум начинает искать оправдание лени, откладыванию тренировок или посещений фитнес-клуба, волевые потенции снижаются до уровня отказа от двигательной нагрузки и первоначально заданных целей. Начинает казаться, что первоначальные задачи по снижению веса на 10 кг или уменьшению окружности талии на 15 см кажутся неоправданно завышенными, что отказ себе в лишнем гамбургере или пирожном – слишком большая плата за пристойный внешний вид и т. п.
Иными словами, менеджмент персонального уровня – совсем непростое дело, с которым легко справляется каждый. Напротив, практика показывает, что лишь около 20% людей, ставших на путь спортивного совершенствования, способны целенаправленно двигаться к заданным целям, выбирая верные средства управления, находя действенную мотивацию и следуя жёстким правилам (распорядка, питания, отказа от вредных привычек и проч.).
Недостаток собственной организации личности, дефицит воли и желания действовать неуклонно, компенсируется иногда за счёт персональных тренеров или консультантов по каким-либо вопросам – фитнеса, велнеса, восточных практик и гимнастик, по диетам, методикам атлетизма, спортивным танцам, вождению транспортных средств. Теперь уже персональный тренер начинает выполнять роль менеджера, именно к нему переходит функция рациональной организации жизни клиента, достижения поставленных управленческих целей.
Наличие внешнего менеджера, ответственного за достижение поставленных ориентиров и распределение двигательной нагрузки по временным отрезкам, затрудняет отказ подопечного от первоначальных замыслов. Здесь играет роль как оплата тренера-организатора (или консультанта) – не хотелось бы просто так выбрасывать деньги на ветер, так и внешняя ответственность – просто так сдаваться перед лицом окружающих гораздо труднее, чем перед собой, когда о твоём малодушии никто не знает (об этом аспекте подробнее мы будем говорить в мотивации — в частности, теории фасилитации Триплета).
В известной степени приведенная ситуация характерна и для профессиональных атлетов, тренирующихся самостоятельно. Отсутствие должной мотивации, групповой тренировки, внешнего надзора, обязательных контрольных тестов, зачастую расслабляет атлета, делает его самонадеянным. Поэтому тренеры (менеджеры) сборных команд недолюбливают индивидуальную подготовку атлетов вне коллектива.
Менеджмент персонального уровня основан на самоорганизации и самоуправлении индивидов. Но это совсем не значит, что государство, муниципальные и местные власти, работодатели (в системе корпоративного спорта) должны оставаться в стороне. Косвенное управление индивидами, которые даже не подозревают, что их действия стимулируются извне, желательно и даже необходимо. Такое управление второго уровня неплохо осуществляется внешними акторами за счёт:
а) личного примера, когда позитивные модели задаются публичными лицами с надлежащим освещением в СМИ;
б) разъяснения практической пользы от двигательной активности, улучшение состояния здоровья;
в) представление средствами пиара позитивных эффектов в части улучшения имиджа, повышения социального статуса, самоуважения лиц, занимающихся двигательной активностью;
г) популяризация менеджмента и спортивной науки через специализированные телепередачи, интернет-сайты, другие средства воздействия на массовое сознание.