Физкультурно-спортивная отрасль функционирует в условиях постоянного взаимодействия с множеством предприятий и отраслей промышленности, торговли, транспорта, строительства, туризма. Для поддержания эффективной деятельности физической культуры и спорта требуется согласованная работа средств массовой информации, спортивной науки и образования, спортсооружений, производителей спортивного инвентаря и оборудования.
Организовать сбалансированное управление таким огромным производственно-хозяйственным комплексом – задача сложная, требующая тщательного анализа и выверенных действий, так как каждое неверное решение может приводить к серьезным финансовым и материальным потерям.
Применение льготных и особо благоприятных условий функционирования для какой-либо одной отрасли приводит, как показывает практика, к серьезным структурным деформациям в экономике и предпринимательской среде: многие хозяйствующие субъекты, не имеющие прямого отношения к данной отрасли, пытаются всеми способами примкнуть к ней в целях обеспечения более благоприятных условий работы и получения конкурентных преимуществ. В результате подобной «перестройки» и перетока предприятий в отрасль из других сфер народного хозяйства, государство несет ощутимые потери в части налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты. В связи с этим обстоятельством такой путь, как предоставление какой-либо отрасли эксклюзивных условий, используется законодательной и исполнительной властью весьма редко и с большой осторожностью.
Другим направлением поддержки со стороны государства является оказание помощи отдельным организациям и структурам посредством освобождения от всех или части налогов и таможенных пошлин. По такому пути пошла российская исполнительная власть в первой половине 1990-х годов, предоставив Национальному фонду спорта (НФС) налоговые и таможенные преференции. НФС стал активно пользоваться предоставленными льготами, производя экспортно-импортные торговые операции. Бюджет НФС стал быстро пополняться за счет выгодных торговых сделок. Однако через несколько лет вся существующая система потерпела фиаско и полностью себя дискредитировала.
По сути дела, ни одной поставленной цели достигнуто не было, а финансовые потери государства измерялись астрономическими цифрами. Со временем выяснилось, что ущерб государству и экономическим агентам наносится сразу по нескольким направлениям.
- В результате предоставления налоговых и таможенных льгот одному экономическому субъекту – НФС, другие предприятия и отрасли оказываются в неравном положении, что является элементом нарушения принципа равных условий конкуренции;
- Спортивная организация стала заниматься несвойственным ей видом деятельности – внешней и внутренней торговлей, не имея на то ни специальных знаний, ни персонала, ни инфраструктуры. В результате многие торговые операции осуществлялись неэффективно, с большими издержками и потерями;
- Льготные условия функционирования привлекали к НФС криминальные структуры, которые рассчитывали поживиться за счет огромных возможностей, предоставленных Фонду государством. Втягивание криминала в руководящие органы и торгово-финансовые операции НФС повлекло за собой волну вымогательств и убийств, а также бесконтрольную утечку прибыли;
- Реальная помощь физкультуре и спорту от средств НФС оказалась несопоставимо низкой в сравнении с ущербом, нанесенным государству деятельностью Фонда. В связи с этим НФС был ликвидирован, а инструмент предоставления эксклюзивных льгот признан неэффективным.
В настоящее время государственные и муниципальные структуры при управлении физкультурно-спортивной отраслью и спортивным бизнесом используют как прямые, так и косвенные формы поддержки и стимулирования предприятий. К прямым формам и методам относят:
- Поддержка предприятий физкультурно-спортивной направленности за счет дотаций и субсидий из федерального или местных бюджетов, а также в форме прямого финансирования;
- Снижение налогов на предприятия спортивной индустрии и физкультурно-оздоровительной направленности в какой-либо конкретной форме (в части снижения местных налогов, налога на прибыль, на добавленную стоимость и проч.);
- Снижение таможенных пошлин на ввоз сырья или комплектующих для предприятий спортивной индустрии.
Косвенными методами поддержки физкультурно-спортивной отрасли являются:
- Протекционистские меры, то есть меры по защите национальных производителей спортивной одежды, обуви, инвентаря и оборудования от внешних конкурентов. Конкуренция со стороны азиатских производителей дешевой продукции и со стороны мировых лидеров спортивной индустрии (Adidas, Nike, Reebok и др.) очень высокая; без протекционистских мер, к которым относят повышение таможенных пошлин, квотирование и технические ограничения, национальным компаниям, работающим в сфере спортивной индустрии, будет очень нелегко освоить внутренние и внешние рынки;
- Создание условий для совместного предпринимательства и предприятий со смешанным участием российских и зарубежных производителей. Совместное предпринимательство выгодно всем заинтересованным сторонам: иностранные участники получают дешевую рабочую силу и обширные рынки сбыта, принимающая сторона – новые технологии и рабочие места, государство – налоги и платежи во внебюджетные фонды, потребители – недорогую и качественную спортивную продукцию (одежду, обувь, тренажеры, спортивное питание и проч.);
- Создание условий для инвестиций в физическую культуру и спорт. Государственные органы власти и местное самоуправление имеют возможность управлять спортивным бизнесом за счет создания надлежащих условий для капиталовложений и развития инфраструктуры отрасли. Под созданием соответствующих условий в данном случае понимается обширный набор форм и способов поддержки спортивного бизнеса – информационной, правовой, моральной. При этом государством обеспечивается режим политической и законодательной стабильности, защиты прав собственности и личности, снижения уровня преступности и коррупции, введения соответствующих образовательных программ;
- Развитие малого предпринимательства в сфере физической культуры и спорта, внедрение лизинговых схем и продажу предприятий спортивного бизнеса в рассрочку. На практике подобные схемы выглядят следующим образом: органы местной исполнительной власти все необходимые операции предварительного характера – выделяют помещение для бизнеса, закупают оборудование, нанимают персонал. По истечении некоторого периода времени (от нескольких месяцев до нескольких лет) созданная бизнес-структура продается в рассрочку персоналу предприятия или третьим лицам, желающим его купить. Таким образом обеспечивается плавное вхождение в бизнес людей, не имеющих специальной подготовки и навыков.
В настоящее время большинством государств мира применяются смешанные схемы поддержки физкультурно-спортивных отраслей. Отдельные страны смещают приоритеты в сторону государственной поддержки и государственного регулирования спортивного бизнеса, другие, напротив, поощряют частную инициативу и рыночные методы. В России на текущий момент задействованы и прямые и косвенные методы поддержки спортивной индустрии и спортивного бизнеса; при этом просматривается тенденция на усиление роли рыночных сил и самоуправления в данных отраслях общественного производства.