Спортивные события, мероприятия и праздники: основные понятия

Современная сфера двигательной активности и спорта – очень многоликое и разноплановое явление. В него входят не только тренировки, соревнования и показательные выступления, но и масса других физкультурно-спортивных феноменов, которые именуются спортивными событиями (или спортивными ивентами – от англ. event – событие).

Спортивное событие – краеугольное понятие спортивного ивент-менеджмента. В самом общем виде его можно трактовать как действо, явление, выходящее за рамки повседневности, обычного распорядка и течения времени (учебного, рабочего, семейного, бытового).

Условно спортивные события могут подразделяться по уровням общественной значимости – от семейных и дошкольных спортивных мероприятий – и до глобальных спортивных праздников в виде Олимпийских игр или чемпионатов мира (см. рис.1).

Рис.1. Градация спортивных событий по уровням

Рис.1. Градация спортивных событий по уровням

Представленная нами выше градация уровней спортивных событий построена по принципу массовости, географичности, масштабности. Но это отнюдь не означает, что индивидуальный уровень восприятия спортивного события (такого, казалось бы, мелкого, как первая игра за футбольную команду или первый забитый гол в жизни) заведомо менее значим, чем масштабное действо – такое, например, как посещение матча чемпионата России или Лиги чемпионов. Психологическое и эмоциональное восприятие ребёнком первых своих спортивных событий может быть очень сильным – они остаются в памяти человека на протяжении всей его жизни.

Спортивные события весьма разнородны по своим качествам и характеристикам, способам воздействия на участников, организаторов, зрителей. Спортивные фестивали и праздники, церемонии награждения команд и атлетов, открытия и закрытия спартакиад, олимпиад, чемпионатов разного уровня, спортивные парады, пробеги, флэш-мобы, конкурсы на знание спорта, эпатажные события (такие, например, как велопробеги голых – см. фото ниже, где показан Филадельфийский велопробег голых), встречи с игроками и тренерами, чествования ветеранов спорта – всё это спортивные события. Не говоря уже о спортивных соревнованиях, которые даже для профессиональных спортсменов не становятся рутиной, а являются именно событиями.

Филадельфийский велопробег голых

Филадельфийский велопробег голых

Классифицировать другие важные понятия ивент-менеджмента, частично или полностью входящих в состав категории «спортивное событие», можно таким образом, как представлено на схеме ниже (см. рис.2).

Рис.2. Классификация понятий

Рис.2. Классификация понятий

Спортивные события (они же спортивные ивенты) включают в себя полностью категории «спортивные соревнования» и «спортивные праздники». Категория «спортивные мероприятия» может смещаться в зону повседневности. Что же касается категории «спортивные тренировки», то они поглощаются понятием спортивные события частично. Это обстоятельство объясняется тем фактом, что для некоторых лиц (например, тренеров или фитнес-инструкторов) тренировки перестают быть сколько-нибудь значимым событием, превращаясь в повседневность, рутину, обычную текущую работу. В то же время тренировки для многих других участников физкультурно-спортивных отношений не перестают быть значимым событием. Отсюда мы делаем вывод о частичном поглощении категорией спортивного события понятия тренировки, хотя на схеме она показана на территории повседневности.

Не лишним будет допущение об аналогичной трактовке понятия «спортивное мероприятие», которое также может иметь рутинный, обыденный характер – как, скажем, производственная разминка или утренняя гимнастика. Водоразделом между событием и рутиной является повышенное эмоциональное состояние, иное восприятие действительности – некое изменённое состояние человека.

Что же касается понятия спортивного праздника, то оно по определению не может быть заурядной рутиной, поскольку если это настоящий праздник, то он должен быть ожидаем, создавать атмосферу предвкушения, будущего развлечения, общения, радости, самореализации, интересного зрелища.

В нашем курсе мы сосредоточим своё внимание на спортивных мероприятиях, имеющих рекламное, маркетинговое, физкультурно-оздоровительное, воспитательное и пропагандистское значение.

 

Вопросы для осмысления и понимания темы

  1. Зачем давать определения и классифицировать понятия? Какая от этого практическая польза? Ведь вполне можно обойтись и без излишних сложностей.

Конечно, можно обойтись и без выделения общих понятий (категорий), их классификации и необходимых пояснений. Это как в дикой природе, или в экстремальных условиях, когда люди вынуждены обходиться без средств гигиены, одежды, водопровода или бытовых приборов. Эти же люди могут обходиться без счёта, письма или денег. Но тогда они пребывают в некоем примитивном состоянии, которое мало способствует развитию.

Определение понятий, вывод определений и классификация необходимы в нескольких ракурсах:

  • во-первых, в правовом аспекте. Понятия должны быть сформулированы в юридическом плане при их дальнейшем нормативном или  законодательном закреплении;
  • во-вторых, разделение понятий необходимо с точки зрения статистики. Если имеются смешения или неопределённости, то ведение статистического учёта значительно затрудняется;
  • в-третьих, разделение понятий и классификация нужны в научном плане для изучения, систематизации и накопления знаний, опыта, для формирования альтернативных гипотез и теорий, для обоснованной критики и выдвижения различных инноваций (математического, технологического, управленческого, организационного, социального, спортивного и прочего характера).

2. Делают ли спортивные мероприятия и праздники жизнь более интересной, яркой, насыщенной впечатлениями и эмоциями?

Конечно, если спортивные ивенты сработаны творчески, профессионально, на базе новых технологий. В противном случае они легко могут стать сплошным занудством, которого все будут по возможности избегать.

3. Можно ли подразделять спортивные события на офлайновые (реальные) и цифровые (виртуальные)?

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.