Удовлетворить запросы потребителей и стимулировать новый спрос призвана индустрия спортивной моды, в состав которой входят специализированные модельные агентства, дизайнерские подразделения производителей спортивной продукции и экипировки, рекламные и маркетинговые фирмы, СМИ и Интернет-издания, промышленные предприятия, исследовательские, торговые и научные организации. Вся эта совокупность предприятий спортивной и модной индустрии обслуживает рынки, емкость которых достигает ныне сотен миллиардов долларов.
Организацию моды как бизнеса целесообразно начать с рассмотрения институтов, формирующих новые стили и направления в одежде и обуви, прическах и аксессуарах. Основными игроками рынков концептуальных модных инноваций являются дома моды и модельные агентства, которые работают под руководством «изобретателей» и «конструкторов» одежды, находящихся в постоянном творческом поиске новых форм и направлений дизайна, сочетаний материалов, цветов, стилей (см. рис.8.1).
Создателей новых, ранее неизвестных моделей одежды называют кутюрье (от фр. couturier – портной, модельер, мастер шитья высокого класса). Наиболее талантливые кутюрье вместе со своими помощниками (стилистами, дизайнерами, моделями, специалистами по пошиву одежды и проч.) составляют базу индустрии высокой моды, которая производит некоторое количество новых образцов одежды, обуви и аксессуаров, себестоимость которых очень высока по причине отсутствия серийного производства. Соответственно, цена изделий от кутюр может достигать величины в десятки тысяч долларов.
С точки зрения экономики и бизнеса возникает практический вопрос – насколько рентабельно производство моделей высокой моды и оправдано ли производство в данной сфере в аспекте экономических показателей? В преобладающем большинстве случаев такое производство весьма затратно и нерентабельно. Для того, чтобы выйти на самоокупаемость, домам высокой моды необходимо постоянно поставлять на рынок эксклюзивные коллекции, которые бы пользовались повышенным спросом в кругах клиентов с высокими доходами. Даже кутюрье с мировыми именами – такие, как Дж. Гальяно, К. Лагерфельд, В.Зайцев, В.Юдашкин, Н.Нафталиева, – не могут быть на сто процентов уверены в гарантированном сбыте всех своих моделей. Продажи подиумных экземпляров в чистом виде через специализированные показы и трейд-шоу могут сильно варьироваться в зависимости от вкусов узкого круга покупателей эксклюзивных моделей. Кроме того, образцы высокой моды для повседневного ношения совершенно непригодны. В связи с этим обстоятельством модельные агентства и дома моды «адаптируют» высокий стиль под потребности широкой публики.
В отличие от традиционной моды, модели которой формируются в головах кутюрье и являются плодом их творческой фантазии, спортивная мода базируется на принципиально иной платформе. Спортивная мода отвергает принцип «красота в ущерб комфорту»; все модели спортивного направления строго функциональны, практичны, удобны и долговечны. Достигается это во многом за счет специальных разработок для профессионального спорта, который требует, в первую очередь, надежности и удобства, специфических качеств от используемых материалов.
Создание новых образцов одежды, обуви и амуниции для профессионального спорта требует огромных затрат на исследования и опытно-конструкторские разработки. В связи с этим одежда и экипировка для профессиональных атлетов по стоимости весьма высока – цена элитных моделей может превышать ординарную в десятки и сотни раз.
После того, как модели для профессионалов созданы и прошли в условиях соревнований всестороннюю апробацию, на их основе предприятия спортивной индустрии создают модели для широких слоев потребителей (см. рис.8.2).
Массовое производство изделий существенно снижает их цену, но заложенные в них технологии и знания в основном сохраняют характеристики оригинальных образцов, что дает отличное сочетание «цена–качество», малодоступное для классических домов моды.
Продажа адаптированной одежды, обуви и аксессуаров производится через специализированные магазины модной одежды и бутики. Имена разработчиков новых коллекций служат брэндами для покупателей из мидл-класса, которые по соображениям престижа готовы платить за предлагаемые изделия значительно большие деньги, чем за ординарные вещи. Коллекционные модели и одежду пред-а-партэ (т.е. деловые и вечерние костюмы) известных марок приобретают люди с достаточно высоким личным доходом.
Более демократичным направлением современной моды является молодежная спортивная линия. Реалии в данной сфере таковы, что мода в молодежной среде и в кругах тинейджеров стала на определенном этапе формироваться стихийно. Подростки и молодые люди, невзирая на образцы высокой моды, выбрали для себя спортивный стиль, базу для которого составила спортивная одежда и обувь – кроссовки, футболки, бейсболки, солнцезащитные очки, тренировочные костюмы. Учитывая невысокую стоимость спортивной одежды и обуви, а также массовость целевых аудиторий, неформальное спортивное направление стало бурно развиваться, вовлекая в свой ареал людей среднего и старшего возраста.
На новые тенденции живо откликнулись предприятия спортивной индустрии и молодежные дома моды. Увлеченность физической активностью и спортом широких слоев населения стала фундаментом для формирования спортивной модной индустрии. Даже те производители спортивной амуниции, одежды и инвентаря, которые ранее ориентировались на сугубо профессиональный спорт, стали расширять ассортимент выпускаемых товаров за счет сегментов для физкультурников и просто любителей спортивной одежды, не занимающихся спортом.
Из-за своего удобства, прочности, современного дизайна и практичности спортивная одежда и обувь стали использоваться не только по прямому назначению, но и для ношения дома, на работе и в быту. Массовость потребления и мода на спортивную одежду многократно увеличили обороты предприятий спортивной индустрии, обеспечив им высокие доходы и новые направления для приложения сил и инвестиций. Такие крупнейшие мировые производители, как Nike, Adidas, Puma, Reebok и другие стали применять новые управленческие и маркетинговые стратегии.
Для стимулирования сбыта и постоянного обновления модельного ряда предприятия спортивной индустрии стали применять следующие инструменты:
- Открывать собственные дома спортивной моды;
- Усиливать рекламное воздействие на конечных потребителей по пропаганде новых моделей зимних, осенне-весенних и летних коллекций;
- В целях поддержания собственной конкурентоспособности изменять концепцию производственной и маркетинговой политики, приоритет в которой отдается модельным, дизайнерским и исследовательским подразделениям фирмы.
Остановимся на отмеченных тенденциях более подробно.
Открытие собственных домов спортивной моды или кооперация с известными модельерами и модельными агентствами. Для предприятий спортивной индустрии важнейшими параметрами экономической деятельности являются обеспечение конкурентоспособности и сбыта изготовленной продукции. Для достижения этих целей повсеместно используются такие способы, как обновление модельного ряда изделий, создание привлекательных и модных образцов продукции. Решение задач по созданию современных модных коллекций невозможно без привлечения к этой работе наиболее талантливых и творчески ориентированных модельеров, которые в содружестве с инженерами, научными работниками, маркетологами и другими специалистами продуцировали новые идеи и оригинальные концепции. При этом новые модели спортивной одежды и обуви (и в этом их главное отличие от прочих направлений высокой моды) должны быть функциональными, удобными и комфортными в повседневной эксплуатации.
Для того, чтобы задавать тон в спортивной моде, предприятия спортивной индустрии идут двумя путями:
а) открывают собственные дома моды;
б) вступают в кооперацию с известными модельными агентствами и модельерами.
Открытие собственных домов моды – более дорогостоящий вариант, однако он создает более широкие возможности для предприятий спортивной индустрии. Это выражается, в частности, в более тесном контакте специалистов разных направлений – по спорту, дизайну, новым материалам, биомеханике, биохимии и проч. Помимо этого, преимущества состоят в специализации и более продуманной концепции использования данной торговой марки, ее атрибутов (цветовой гаммы, стилистических форм, логотипов и лейблов). Так, на рис.9.3 представлена модель, в костюме которой четко прослеживаются характерные черты торговой марки Adidas – трилистник и фирменные три полоски.
В свою очередь, кооперация с домами моды и модельными агентствами также имеет свои достоинства. Это, в первую очередь, более низкие затраты на создание новых моделей и коллекций, более гибкая политика в выборе партнеров и расценок на создание концептуальных образцов и стилистических направлений. Вариант кооперации с модельными агентствами более приемлем для средних и малых предприятий спортивной индустрии, работающих в узком сегменте производства одежды, обуви и экипировки.
Усиление рекламного воздействия на конечных потребителей. Спортивная мода крайне важна для производителей спортивной одежды и амуниции, так как активирует процессы потребления и сбыта предприятий спортивной индустрии. Реклама новых спортивных коллекций и моделей призывает потребителей не дожидаться полного физического износа имеющихся кроссовок, тренировочных костюмов, футболок, курток, тренажеров и прочего, а покупать новые образцы, специально подготовленных к новому сезону.
Инвестиции в рекламу новой, модной продукции не просто стимулируют сбыт, но делают его персонифицированным, направленным на конкретного производителя и его индивидуализированный товар. Потребитель не просто запоминает определенную торговую марку, но и ассоциирует ее с модой, престижем, новизной. Это обстоятельство, как показывает практика, играет в конкурентной борьбе важнейшую роль.
Эта простая истина заставляет ведущие дома моды заключать спонсорские контракты с отдельными атлетами, сборными командами и клубами. Так, в 2017 году известная европейская компания-производитель модной одежды Hugo Boss стала спонсором московского футбольного клуба «Спартак». В течение трёх лет игроки и менеджмент «Спартака» будут появляться на всех официальных мероприятиях в костюмах Hugo Boss из коллекции Create Your Look.
Помимо спартаковцев Hugo Boss выступает спонсором многих других грандов футбола: сборной Германии, клубов «Реал» (Мадрид) и «Пари Сен-Жермен». Генеральный директор Hugo Boss Йорг Хорхер так прокомментировал заключение соглашения о партнерстве: «ФК “Спартак-Москва” — выдающийся клуб и идеальный партнёр для нашего бренда. Эта успешная команда — обладатель золотых медалей чемпионата России — 2016/2017, и мы рады, что сможем безукоризненно одевать игроков, которые в нынешнем сезоне ведут борьбу за подтверждение титула чемпионов».
Изменения в производственной и маркетинговой политике предприятий спортивной индустрии.
Развитие индустрии спортивной моды и постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции четко обозначило тенденцию на переструктурирование многий предприятий, переход последних на иные принципы функционирования.
Суть данных изменений состоит в следующем. Как мы отмечали выше, предприятия спортивной индустрии зачастую сами создают новые модные линии, разрабатывают оригинальный дизайн и новые материалы. Производство и технологии в готовом виде спускаются производителям с низкой стоимостью рабочей силы (например, в Китай, Малайзию, Вьетнам). За брэндами остаются наука, творчество, дизайн, разработка новых материалов, исследования – то есть все то, что приносит наибольший доход. Вся техническая и рутинная работа передается дочерним компаниям с невысокой ценой живого труда и малыми издержками производства. Именно там, при соответствующем контроле за качеством, выпускается серийная одежда и обувь.
Такая реструктуризация производства требует от предприятий спортивной индустрии введения новых инструментов менеджмента, логистики, маркетинга. Аутсорсинг и интернационализация экономики диктуют новую расстановку сил в спортивной индустрии, когда развитые страны торгуют не готовой продукцией, а модой, дизайном, технологиями.