Рассматривая бизнес на спортивной атрибутике, нельзя не затронуть тему использования в спортивном предпринимательстве событийных и клубных талисманов, которые порой составляют весомую статью доходов организаторов соревнований.
Практика использования талисманов ведет свое начало с 1920-х годов. Вначале в обиход вошли эмблемы и символы соревнований, а несколько позднее – примерно с середины ХХ века – распространение получили талисманы двух видов:
1. событийные, олицетворяющие какое-либо соревнование или спортивный форум;
2. клубные, принадлежащие определенному клубу или сборной команде.
Как известно, главная задача талисманов, амулетов и оберегов – притягивать удачу и защищать их обладателя от действия враждебных сил. В современной спортивной практике эта функция сохранилась, но перестала быть единственной и основной; ныне талисманы в спортивном бизнесе играют роль инструмента предпринимательской деятельности, привлечения дополнительных контингентов зрителей, индивидуализации соревнований и клубов.
Остановимся на бизнес-функциях спортивных талисманов более подробно.
· Создание различий. Задача каждого спортивного события – создание для зрителей неповторимого зрелища, непохожего на все иные аналогичные шоу. Новизна и уникальность происходящего должна пронизывать все мероприятия и события, придавая традиционным соревнованиям новый ракурс и индивидуально окрашенное восприятие. Талисманы в этой связи создают необходимую персонализацию событию, формируют его особый дух, драматургию и переживания. Каждый футбольный болельщик, например, по одному виду талисмана чемпионатов мира может определить, о каких событиях идет речь, кто оказался в числе героев и неудачников данного события (см. рис.1).
· Запоминание места действия. Как правило, после проведения в какой-либо местности мирового спортивного форума – например, Олимпиад или чемпионатов мира – она становится гораздо более известной людям во всех уголках планеты. До проведения Олимпийских игр в таких городах как Саппоро, Нагано, Сараево или Лейк-Плэсид мало кто знал об их существовании. После завершения в них крупнейших мировых спортивных форумов узнаваемость этих местностей стала почти повсеместной. А этот факт имеет не только морально-историческое значение, но и весьма способствует притоку в страну туристов. Событийный талисман, как яркий и неповторимый образ, играет свою позитивную роль в запоминании страны и города-организатора соревнований.
· Формирование символического смысла. Каждый талисман, олицетворяющий крупный спортивный форум, несет в себе не только национальную специфику, связанную с историей и традициями страны-организатора, но и имеет общекультурные, универсальные ценности, заложенные в него в символическом виде. Так, например, Пекинская Олимпиада 2008 года имеет не один, а пять талисманов, число которых соответствует количеству олимпийских колец (см. рис.2).
Каждая из стилизованных фигурок имеет свое символическое толкование. Крайней слева изображена Бейбей, которая символизирует чистоту и нежность. Бейбей покровительствует водным соревнованиям и отражает синее олимпийское кольцо. В традиционной культуре Китая и искусстве, рыба и водные проекты — символы процветания и урожая. И так Бейбей несет благословение процветания. Рыба — также символ достатка в китайской культуре, критерий удачного года и хорошей жизни.
Следующая фигурка, Джингджинг, олицетворяет национальный символ Китая – медвежонка панду. Джингджинг вызывает улыбку у детей и именно поэтому он приносит счастье всем, кто встречается с ним.
Джингджинг – атлет, уважаемый за силу; он представляет черное олимпийское кольцо. Аналогичные символические трактовки имеют и другие талисманы, входящие в группу «олимпийского содружества».
· Развлечение и создание праздничного настроения. Для спортивного соревнования очень важным фактором является благожелательная и праздничная обстановка, гасящая чрезмерную агрессию и грубость. Кроме того, некоторые болельщики приходят на матчи с детьми, которые наиболее восприимчивы к талисманам. Опытные актеры, «одушевляющие» талисманы, являются ныне непременным атрибутом всех крупных спортивных соревнований в развитых странах, образуя целые профессиональные сообщества со своими правилами и экономическими интересами. Ни один регулярный чемпионат или важные международные встречи не проводятся в настоящее время без участия талисманов команд, которых хорошо знают и воспринимают зрители.
· Выполнение коммерческих функций. К числу основополагающих функций спортивных талисманов следует отнести экономическую составляющую, которая позволяет организаторам спортивного бизнеса получать дополнительный доход. Все товары, снабженные изображениями талисманов, или сами талисманы, изготовленные в виде игрушек и сувениров, в период проведения соревнований охотно раскупаются любителями спорта и туристами. Независимые производители товаров и услуг, использующие в любых формах изображения талисманов, обязаны отчислять часть полученных доходов (обычно 10-15%) правообладателю. Если это клубный талисман, то лицензионный сбор перечисляется соответствующему спортклубу, если событийный – организаторам спортивного форума.