Не так часто случается, что памятник ставят не автору литературного произведения, а его персонажу. Но именно так произошло с известным воронежским писателем Гавриилом Троепольским, о памятнике которому местные власти заговорили лишь в 2018 году, тогда как главный герой его повести «Белый Бим Чёрное ухо» был отлит в металле и установлен возле Театра кукол «Шут» гораздо раньше – в 1998 году, то есть спустя три года после кончины писателя. Авторами памятника стали известные воронежские скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак.
«Белый Бим» установлен на многолюдном проспекте Революции, без пьедестала и ограждения, в натуральную величину собаки. Если постоять на некотором отдалении от металлической скульптуры хотя бы несколько минут, то будет видно, как часть из проводящих мимо памятника людей дотрагивается до морды пса, поглаживают его, улыбаются и идут дальше по своим делам. Доступность, контактность памятника, делает его по-особенному близким и дружественным, хотя и более беззащитным перед вандалами.
Кому же поставлен сей памятник, столь популярный у воронежцев и гостей города? Странный вопрос, подумает читатель – конечно, главному персонажу повести, переведённой более чем на 20 языков и одноимённого кинофильма С. Ростоцкого, вышедшего на большой экран в 1977 году. Да и медальон на груди собаки отчётливо подтверждает этот факт.
Однако такое видение памятника будет слишком плоским, одномерным. На самом деле многие из тех людей, что любуются отлитым в металле псом, поглаживают его, приводят к нему своих детей, даже и не подозревают о существовании повести и кинофильма. Для них Белый Бим – это олицетворение других мыслей, ценностей и эмоций. Пожалуй, главная их них – это отношения между человеком и собакой, чувства верности, преданности, самопожертвования, сопереживания.
Со школьной скамьи все мы помним тяжёлую фабулу тургеневского рассказа «Муму». Из окружающей жизни нам известно различное отношение россиян к собакам – от беззаветной любви до садистов, которые мучили и убивали животных ради выкладки трагических кадров в Интернете.
Но как бы то ни было, люди в большинстве стран мира считают собаку верным другом, поводырём, спасателем, сторожем, охотником. Собакам некоторые состоятельные люди завещают наследство, водят их на груминг, покупают и самостоятельно шьют специальную одежду. Взаимная любовь людей и собак имеет очень давнюю историю.
Первый памятник псу по кличке Хатико был поставлен в Японии в 1934 году. Причём сам героический пёс присутствовал на открытии металлической скульптуры себе. Как известно, верная своему хозяину собака приходила на станцию многие годы, не зная, что он умер от инсульта. Верность и несгибаемость Хатико сделала пса мировой знаменитостью. У его памятника назначают свидания влюблённые. И даже могила Хатико стала ныне объектом поклонения.
Примерно такую же историю рассказывают жители российского города Тольятти, где в 2003 году был установлен памятник псу Верному. Народная молва гласит, что Верный вместе со своими хозяевами попал в автомобильную катастрофу, люди погибли, а он выжил и много лет приходил к дороге, ждал, когда вернутся близкие ему люди.
В отличие от воронежского памятника Белому Биму, фигура пса Верного установлена на постаменте (см. фото). Люди возлагают к его изваянию цветы и венки, чего нельзя увидеть у фигуры Белого Бима. И оно понятно, ведь Бим – литературный персонаж, аллегория, символизирующая собак вообще. Поэтому задача памятника – пробуждение в человеке добрых чувств, осознание своей ответственности перед животными (как говорил французский писатель Экзюпери: «Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили»), создание доверительной обстановки, дружественной городской среды, позитивной визуальной культуры.
Белый Бим столь же популярный у воронежцев памятник, что и Котёнок с улицы Лизюкова, который внёс в расширение известности города Воронежа и локальный туризм огромный вклад. Думается, что и Белый Бим ещё не до конца использовал все свои возможности в части сувенирной продукции, пиара, содружества торговых марок, в рекламных, воспитательных, образовательных целях.