Воронежцы, постоянно проживающие на территории города Воронежа и области, за последние четверть века стали во многих отношениях другими людьми. За чрезвычайно сжатый период, измеряемый всего одним поколением, изменился язык и информационная культура, потребительские и политические предпочтения. Заметно другим стал и половозрастной состав населения, его образовательный и экономический уровень. Да и сам внешний облик взрослых и детей стал иным – его не спутаешь с образами жителей города и области конца 1980-х или середины 1990-х годов.
Если мы взглянем на данные по половозрастному составу воронежцев накануне революции, то легко увидим разницу по сравнению с сегодняшней ситуацией. Если на тот момент население Воронежской области состояло на 2/3 из молодых людей, не достигших и 30 лет, то к 2019 году обстановка поменялась практически зеркально – теперь численность людей старшего и пожилого возраста составляет две трети состава, а количество молодых людей колеблется возле отметки в 1/3 с тенденцией к уменьшению лиц этой категории.
Соответственно, в среде воронежцев уже не было того молодёжного духа и выраженного желания к преобразованиям социального, политического, экономического и культурного характера. В период с 2000 по 2019 гг. мы замечает в большей мере запрос на стабильность, на плавное повышение (или хотя бы не снижение) уровня потребления и благосостояния населения.
Конечно, полное описание изменений, произошедших за описываемый период в человеческом капитале воронежцев, невозможно в рамках избранного нами краткого изложения экономической истории. Но показ этих изменений крупными мазками, тенденциями, вполне возможен и необходим.
Начнём с информационной культуры воронежцев. Мы не случайно выбираем информационную составляющую как центральную, несущую конструкцию, поскольку многие другие социально-политические, экономические и культурные векторы будут отталкиваться именно от неё. Доступность информации и информационная свобода в 2000-2019 гг. стали формировать новый образ мышления, отношение к внешним и внутренним проблемам, руководителям государства и региона, к предпринимательству, социальному устройству, справедливости и многим другим темам.
«Информационная революция» пришла на воронежскую землю в начале 2000-х годов. Именно в этот период в продаже начинают появляться персональные компьютеры по доступным ценам, распространяется сначала «медленный», а затем и широкополосный Интернет. Так, в Областной научной библиотеке им. Никитина в 1999 году появляются Интернет-центры, предоставлявшие пользователям доступ в Сеть за почасовую оплату. Её величина составляла на тот период 40 руб. в час (при курсе в 24 руб. за доллар США в тот период). Таким образом, цена пользования Интернетом на заре информатизации в Воронеже была около 2 долл. за час. По современным меркам за медленный Интернет это кажется явной переплатой. А вот воронежская компания РЕТ в 1999-2000 гг. продавала воронежцам персональные компьютеры практически по сегодняшним ценам – в 500-600 долл. за системный блок с монитором.
Одновременно с этими процессами происходит массовое освоение воронежцами средств мобильной связи – вначале в массы внедряются пейджеры, которые динамично (в течение 1-2 лет) вытесняются с рынка сотовыми телефонами, меняющими не только технологии общения, но и само мышление воронежцев. Не будет преувеличением сказать и о ускорении темпа жизни, о внедрении социальных инноваций.
Проводя исторические параллели, мы можем сравнить «информационную революцию» с периодом индустриализации Воронежского края, когда люди с глубокими крестьянскими корнями стали свидетелями и участниками грандиозных новостроек, внедрения в жизнь радио, трамвая, многоквартирных домов и совместного проживания в них.
Массовое распространение персональных компьютеров, Интернета и мобильных средств связи произвело «тихую революцию» в умах и моделях поведения воронежцев. Стали чётко обозначаться и закрепляться культурно-социальные феномены, о которых всего 10-15 лет назад никто и не подозревал.
Благодаря развитию информационных технологий из южных районов Воронежской области стал вытесняться русско-украинский говор (суржик), который был характерен для этих мест последние три столетия. Переселенцы с Украины (черкасы), заселявшие Россошанский, Богучарский, Ольховатский, Верхнемамонский и другие районы Воронежского края, сохранили в личном общении суржик вплоть до начала 2000-х годов.
С наступлением эры Интернета и проникновением в массы населения различных видов кабельного, спутникового и эфирного телевидения, предоставляющих пользователем сотни ТВ-каналов, стал меняться язык сельских районов Воронежской области. Русский язык телеканалов и радиовещателей (среди которых появились и местные станции) стал русифицировать суржик, оставляя мову для общения в узком семейном кругу и со старшим поколением.
Но не только в данном аспекте изменилась информационно-лингвистическая культура воронежцев. В советские времена и вплоть до конца 1990-х годов сельских жителей, приехавших по различным делам в областной центр, можно было без труда узнать по сельскому говору и одежде. Сельчане по-особому строили фразы, говорили: «Чаво», «Куды», «Пачаму» и так далее, употребляя специфические обороты речи. К 2015-2017 гг. данные факты почти начисто исчезло из картины воронежской жизни. Теперь сельские жители практически неотличимы от горожан – их речь единообразна, по ней весьма затруднительно распознать приезжего из области или коренного воронежца. Не оставляет опознавательных знаков и одежда, которая раньше служила хорошим маркером для распознавания сельчан.
Изменила информационная среда молодёжную субкультуру, зрелых людей и старшее поколение. Сначала скажем несколько слов об изменении внешних атрибутов. В 2000-2017 гг. в Воронеже и области стало распространяться в достаточно широких кругах искусство бодиарта – в первую очередь, татуировок и пирсинга. Если в советское время татуировки себе делали люди с криминальным прошлым или вернувшиеся из Вооружённых сил (а это были почти на 100% мужчины), то теперь татуировки можно встретить не только на воронежских юношах и девушках, но и вполне себе респектабельных женщинах.
Разумеется, изменились не только сюжеты тату, которые ранее делали себе воронежцы. Теперь вместо незамысловатых изображений куполов, чертей и дембельских наколок мы видим полноцветные картины, орнаменты, иероглифы, изречения на самых разных частях тела. На этой тенденции в Воронеже возник целый разветвлённый бизнес салонов тату, где изображения разрабатываются и наносятся профессионалами, а не дворовыми умельцами. Девушки и женщины, которые ранее считали для себя неприемлемым различные тату из-за сомнительных ассоциаций, теперь эмансипировались и наносят их на самые неожиданные части тела – на шею, лодыжки, спину, теменную часть головы.
Данная тенденция весьма примечательна в том плане, что поколение воронежцев периода середины 1990-х — начала 2010-х годов будет выделяться не только внутренним наполнением умов, моральными ценностями, но и чисто визуально. Контраст будут подчёркивать социальные сети, блоги и специальные сервисы обмена фотографиями, а также видеоматериалами. Ко второй половине 2010-х годов воронежцы подошли со значительно расширившимися возможностями по изготовлению фото и видеосюжетов, для производства которых теперь не нужны дорогие фотоаппараты, кино- и видеокамеры. Смартфоны совмещают в себе широкие функции не только как телефоны, но и как гаджеты, обрабатывающие изображения, передающие текстовые и графические файлы буквально за секунды.
Динамично меняется к 2010-м годам и торговля, которой придаёт новый импульс Интернет. Информационные технологии всё более теснят оффлайновую торговлю, для которой нужны просторные помещения, торговые залы, охрана, персонал. Интернет-торговля экономит на многих составляющих процесса купли-продажи, чем с удовольствием пользуются воронежцы, овладевшие компьютерами, планшетниками и иными гаджетами. И если 20 лет назад мы видели в Воронеже множество людей, читающих прессу на улице и в транспорте, наблюдали газетные стенды, киоски «Союзпечати», то ныне всё это ушло в прошлое.
Современные воронежцы больше не приходят на почту, чтобы выписать себе нужную газету или журнал. Мало кто покупает бумажные издания, которые всё больше становятся рудиментом. Силу набирают онлайновые издания, которые несравнимы ни с чем по оперативности доставки и освещению событий.
В заключение нашего краткого обзора следует подчеркнуть и политическую составляющую нового информационно-культурного и рекламного воздействия. Все 1990-е годы и вплоть до 2008 года Воронежская область входила в так называемый «красный пояс», который получил такое наименование в политологических кругах из-за стойкой приверженности населения к коммунистической доктрине. Воронежцы в городе и на селе в массовом порядке отдавали свои голоса за коммунистов, отвергая рыночные преобразования и капитализм в целом.
Отлично выстроенная политическая и пропагандистская линия «Единой России» сделала данную партию несомненным лидером в последнее десятилетие. Умы воронежцев постепенно перестроили федеральные СМИ, политические и экономические установки, представленные в надлежащей пиар-упаковке. Сыграло свою роль и улучшение жизненного уровня населения, поднимавшееся вплоть до 2014 года.