Организация товарной биржи переходного периода и участники биржевой торговли

Организация товарной биржи

Организация товарной биржи

Характерной особенностью, присущей отечественному биржевому рынку начала 1990-х годов, явилось специфическое сочетание модели биржевой организации англо-американского типа (в виде частной корпорации) со своеобразием европейской модели (облегченной формой допуска к торгам). Подобная консолидация породила новый институт участников биржевой торговли – так называемых временных брокеров.[i] Такое положение объясняется тем, что на начальном этапе становления биржевой торговли в России биржи образовывались, в первую очередь, как коммерческие предприятия, то есть с целью получения прибыли. Поэтому учредителям биржи не было необходимости придерживаться тактики поддержания брокерской монополии, так как доход они получали за счет комиссионного биржевого сбора, зависящего от количества заключенных сделок, а также за счет продажи и аренды брокерских мест.

Отметим, что такая форма построения биржи преобладала в 1990-1991 гг. как в товарной, так и в фондовой торговле, пока биржевое законодательство 1992 г., в частности, Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» и Положение «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» не внесли значительные корректировки в формы биржевой организации.

С возрождением в 1990 г. в России биржевого рынка стал формироваться и институт биржевых посредников – брокеров. В условиях товарного дефицита посреднические операции на бирже стали приносить высокие доходы, что привлекало на биржу большое количество желающих заняться брокерской деятельностью. Как правило, для этого необходимо было приобрести акцию биржи или биржевое место, стоимость которых на различных биржах колебалась от десятков до сотен тысяч рублей. Приобретая акцию биржи, юридическое или физическое лицо становилось членом биржи и получало право на посредническую деятельность в операционном зале биржи. Государственные предприятия, купившие себе место на бирже, обычно открывали свои собственные брокерские конторы, в которых в качестве брокеров работали сотрудники отделов материально-технического снабжения, имевшие соответствующие личные связи и опыт работы на коммерческой основе.

Однако большинству брокерских фирм приходилось начинать свою деятельность практически экспромтом. Молодые предприниматели и частные компании на свой страх и риск на заемные средства приобретали право на брокерскую деятельность. Чаще всего брокерские фирмы, число которых на конец первого квартала 1992 г. достигло 33 тысяч,[ii] были организованы в виде товарищества с ограниченной ответственностью или частного предприятия. Они функционировали как на биржевом, так и внебиржевом рынке, зачастую совмещая товарные и  фондовые  операции. Причем организовывалась работа брокерских фирм, как правило, по двум направлениям:

  • Как посредника между продавцом и покупателем на биржевом и внебиржевом рынках за комиссионное вознаграждение;
  • Как дилера, – то есть фирма осуществляла коммерческую деятельность на бирже и внебиржевом рынке за свой счет и по собственному усмотрению.

Для оказания посреднических услуг важнейшим направлением для брокерской фирмы является работа по привлечению клиентов. Для этих целей на этапе становления биржевой торговли часто использовались коммерческие агенты, то есть промежуточные посредники, которые находили клиентуру для брокерской конторы за комиссионное вознаграждение (обычно за 10 % от суммы, которую получала в результате сделки сама брокерская фирма).[iii]

Покупатель или продавец через коммерческого агента или непосредственно через брокера (представителя в регионе) делает заказ на совершение конкретной сделки купли-продажи. Брокерская фирма, получившая от клиента заказ, сообщает о нем биржевому брокеру, который заключает сделку с требуемыми условиями, если это позволяет сделать конъюнктура рынка. После заключения сделки на бирже брокерская фирма извещает об этом клиента, — как правило, немедленно или в течение трех последующих дней.

Реклама Воронежской товарной биржи. Январь 1992. Скриншот из газеты "Коммуна"

Реклама Воронежской товарной биржи. Январь 1992. Скриншот из газеты «Коммуна»

В системе внебиржевой торговли брокерские фирмы проводят операции в основном на базе личных контактов путем переговоров с контрагентами по телефону («телефонный» рынок), а также используют коммерческие компьютерные сети и Интернет («электронный рынок»).

Часто брокерские фирмы за счет собственных или заемных средств проводили дилерские операции, которые в условиях разбалансированности рынков и значительных региональных диспропорциях цен приносили ощутимую прибыль. Приведем наиболее типичную из них.

Брокерская фирма, получив кредит в 246 тыс. руб. в коммерческом банке под 15 % годовых, купила на Российской товарно-сырьевой бирже микроавтобус «РАФ». Затем, осуществив товарообменные операции с микроавтобусом на рязанской Агропромбирже и продав 250 тонн пшеницы на Московской товарной бирже за 625 тыс. руб., брокерская фирма вернула коммерческому банку предоставленный ей кредит. Таким образом, брокерская фирма, осуществив дилерскую операцию, получила свыше 300 тыс. руб. прибыли.

На начальном этапе развития биржевого рынка частым явлением было образование так называемых «нулевых» брокерских контор. Такие конторы являлись, по существу, структурным подразделением самой биржи. Пропуская через себя практически всю биржевую информацию о спросе и предложении, «нулевая» брокерская контора использовала эту информацию в собственных целях. Поэтому на биржах, которые имели в своей структуре подобные подразделения, наиболее крупные сделки осуществлялись через такого рода конторы.

Договоры, заключаемые между брокерами и их клиентами – это либо договоры комиссии, либо договоры-поручения. В первом случае брокер действует от своего имени и имеет право перепоручить выполнение взятого на себя обязательства третьему лицу; при этом он несет ответственность перед клиентом за выполнение обязательств третьим лицом и обладает правом дополнительного вознаграждения. Во втором случае брокер действует от имени клиента.

За выполнение обязательств по договору брокер получает комиссионное вознаграждение, конкретная величина которого зависит от суммы сделки. В 1991-1995 гг. установились следующие ставки: от 0,5 до 1% – для постоянных клиентов и 2-7 % для разовых (дифференциация ставок осуществляется в зависимости от суммы сделки и сложности выполнения поручения). Учредитель брокерской фирмы получал обычно 50 % дохода от каждой сделки, брокер – 25 % (10 % — за клиента, 10 % — за оформление и отслеживание сделки, 5 % — за контрагента или связь с ним).[iv]

В первые годы своей деятельности российские брокеры заключали сделки купли-продажи по самой широкой номенклатуре товаров. Торговля на отечественных биржах велась такими «небиржевыми» товарами, как автомобили или обувь. Номенклатура товаров, выставляемых на торги, была необычайно широка и занимала десятки (а иногда и сотни) позиций. В отсутствие товарной специализации брокеры, имевшие заказы от клиентов по определенному виду товаров, теряли много времени в период торговой сессии, дожидаясь, когда биржевой маклер объявит интересующую их позицию.

Торги на товарных биржах периода 1990-1993 гг. проводились следующим образом: представители брокерских фирм, а также посетители биржи, имевшие на руках входной билет, получали прайс-листы с наименованием товарных позиций. Старший маклер, ведущий торги, последовательно выкрикивал в операционный зал указанные в прайс-листе заявки на продажу и покупку, и если предложение вызывало у присутствующих интерес, то потенциальные продавцы или покупатели жестикуляцией и голосом выказывали свое желание совершить сделку, которая затем надлежащим образом оформлялась в отделе регистрации. Если же количество желающих совершить сделку было достаточно большим, то между ними проходил торг в виде аукциона; в конечном счете, сделку заключала та сторона, которая предлагала более выгодные условия.

Естественно, что подобная примитивная форма организации биржевой торговли на этапе  становления  российского  биржевого  рынка не требовала от биржевых посредников высокого профессионализма и специальных знаний. В этот период на первый план выступали другие качества – личные и родственные связи, энергичность, предприимчивость, организаторские способности.

Такие экономические условия предопределили количественный и качественный состав биржевых посредников; чаще всего ими становились люди до 35 лет с высшим образованием или же лица, оставившие научную или комсомольскую деятельность, то есть люди с высоким уровнем притязаний, желавшие быстро разбогатеть на посреднических операциях. Кроме того, значительную долю биржевых посредников составляли сотрудники отделов снабжения предприятий всех форм собственности. Этот контингент был менее многочислен, но более профессионален и квалифицирован. Определенная часть сотрудников данной категории старалась приобрести опыт работы биржевым посредником для того, чтобы впоследствии оставить работу по найму и открыть собственное дело. Таким образом, можно констатировать, что на середину 1992 – начало 1993 гг. биржевой рынок был в значительной степени перенасыщен лицами, занимавшимися посредническими операциями – коммерческими агентами, телефонными брокерами, брокерами в операционном зале, служащими брокерских фирм, а также вспомогательным персоналом.

Вообще говоря, новейший период становления биржевого рынка в России (особенно в начальной стадии – в 1990-1992 гг.) далеко вышел за рамки только экономического явления. Динамичный рост биржевого предпринимательства стал синонимом роста частного бизнеса в стране, символом удачной карьеры и инструментом быстрого обогащения. С экранов телевизоров не сходила реклама бирж; Герман Стерлигов, организатор сети бирж «Алиса» интенсивно рекламировал себя и свой биржевой бизнес. Героями репортажей в средствах массовой информации часто становились и другие биржевики – К. Боровой, К. Затулин etc. Общественное мнение было взбудоражено, а позиции многих политических сил и социальных групп полярно разделились: одни считали, что биржи – это место неоправданно быстрого и несправедливого обогащения, другие полагали, что биржи – символ новой, рыночной экономики и их развитие следует приветствовать.  В этой связи не будет преувеличением тезис, что проблема становления бирж в России к 1992 г. перешла в политическую плоскость. Однако после либерализации цен страсти несколько улеглись, стал постепенно происходить закат «эры бирж», который плавно перешел в период бума коммерческих банков.

Ситуация гипертрофированного биржевого рынка с раздутым посредническим составом не могла быть стабильной и после введения свободного ценообразования (что повлекло исчезновение товарного дефицита и возрастание конкуренции со стороны внебиржевого рынка) стала динамично меняться. Биржевой рынок стал очищаться от псевдоброкеров и квазибирж, претерпевая значительные качественные преобразования. Такие преобразования включали в себя, во-первых, усиление кадрового состава, так как на биржах продолжали работу наиболее опытные и квалифицированные работники; во-вторых, совершенствование процедуры проведения торгов и заключения сделок, и, в-третьих, усовершенствование информационных и компьютерных систем, а также программного обеспечения.

В то же время нельзя не отметить весьма неблагоприятный для биржевых рынков налоговый климат, существовавший в российской экономике с 1992 г. Высокие ставки налога на прибыль, налога с оборота, на добавленную стоимость и целого ряда местных налогов существенно осложняло работу товарных бирж в последующие годы. Биржи по своей природе являются открытыми рыночными институтами, все манипуляции в сделках финансового и иного характера здесь затруднены, в результате чего биржи в период 1993-1998 гг. стали проигрывать конкурентную борьбу внебиржевым структурам.

Что же касается видов биржевых операций, осуществляемых на российских товарных биржах в настоящее время, то следует отметить, что практикуются как сделки с реальным товаром с немедленной поставкой, так и сделки на срок  – как форвардные, так и фьючерсные.[v] Однако так было не всегда и первые два года отечественная биржевая торговля базировалась почти исключительно на сделках с реальным товаром кассового типа. После освоения этих простейших типов сделок к середине 1992 г. некоторые биржи стали переходить к сделкам на срок. Срочные сделки в первую очередь затронули такие виды товаров, как нефть и продукты нефтепереработки, зерновые культуры и цветные металлы. Кроме того, в период нестабильной макроэкономической ситуации и значительной инфляции весьма привлекательным объектом фьючерсной торговли стал доллар США.[vi] В связи с этим обстоятельством к началу 1993 г. отдельные товарные биржи стали вводить на своих площадках торговлю фьючерсными контрактами разной стоимости – Московская товарная биржа стала котировать 10-ти и 1000-долларовые контракты, а Московская торговая палата – 100-долларовые.

К середине 1993 г. участники биржевого рынка постепенно адаптировались к новому финансовому инструменту, однако объемы оборотов оставались все еще незначительными: так, на МТБ с 11 по 16 июня было заключено всего 7416 контрактов по 10 долл. и 317 по 1000 долл.; за этот же период в Московской торговой палате было заключено 66 контрактов на поставку 100 долл.[vii]

В последующие два года (1994-1995 гг.) фьючерсные сделки с валютой на товарных биржах приобретали все большие масштабы, однако начиная с 1996 г., с введением «валютного коридора», валютные фьючерсы утрачивают свою привлекательность для биржевых предпринимателей и хеджеров, так как жесткая определенность валютного курса, обеспеченная интервенциями Центрального банка, сделала спекулятивные операции со спекулятивной точки зрения неинтересными.

Следует отметить наметившуюся в последние годы позитивную тенденцию внедрения срочных сделок на аграрном биржевом рынке. При этом необходимо подчеркнуть, что процесс этот протекает сложно по самым разным причинам: негативную роль играют барьеры рынку зерна, устанавливаемые властями (например, запреты на вывоз зерна за пределы области или страны), слабая инфраструктура биржевого рынка зерна, низкий профессионализм участников, высокие налоги и вытекающие из этого обстоятельства значительная теневая и криминальная составляющая агробизнеса и иные деструктивные факторы.


[i] В современной российской биржевой практике посредник на бирже стал именоваться брокером. Термин «маклер», который применялся в дореволюционный период и период нэпа, сохранился лишь для определенной категории биржевых служащих.

[ii] Прив. по: Экономика и жизнь. – 1992. — № 7. – С.8.

[iii] Институт коммерческих агентов мы рассматривали выше; во Франции их называли ремизьерами.

[iv] Прив. по: Биржевой портфель. – М.: СИМИНТЭК, 1992. – С.479.

[v] Фьючерсная сделка представляет собой стандартный контракт на поставку какого-либо товара или актива. Форвард – сделка на срок с нестандартным количеством товара или произвольным сроком поставки.

[vi] Следует отметить, что Чикагская товарная биржа также стала котировать российский рубль с 21 апреля 1998 г. Фьючерсные контракты с 3-х месячным сроком обращения стали заключаться на стандартную сумму в 500 тыс. руб.

[vii] Прив. по: Финанс. известия. – 1993. — № 33. – С.6.

Похожее ...

1 Комментарий

  1. Игорь:

    Биржевая торговля акциями на самом деле для инвесторов не такая уже и сложная, так как основные операции за них проделывают в брокерской фирме

Добавить комментарий для Игорь Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.