Болельщики как основа спортивного бизнеса (и часть политических процессов?)

О спортивных болельщиках написано немало – о том, как они бесчинствуют, освистывают неудачников, сражаются друг с другом, радостно празднуют победы любимой команды ночи напролет. Особенно много информации как положительного, так и негативного свойства было вылито на головы зрительской и слушательской аудитории после неудачного выступления российской футбольной сборной в Польше, где наши болельщики были атакованы местными националистами.

В глазах общественности стало постепенно укореняться мнение, что спортивные болельщики – в основной своей массе хулиганы, готовые атаковать каждого, кто не болеет за их любимую команду. Мне хотелось бы противопоставить этому расхожему мнению научный взгляд, основанный на наблюдениях и фактах, и свидетельствующий о глубинной роли болельщиков в общественном сознании, которую мы сейчас до конца не осознаем.

Первый вопрос, который следует задать себе при исследовании психологического портрета болельщиков, — кто они, эти люди, которые готовы платить деньги за спортивное зрелище?

Во-первых, это любители и ценители того или иного вида спорта. А чтобы ценить спорт, надо его понимать и самому заниматься этим в прошлом или настоящем. Сторонний человек никогда не поймет воспоминаний физкультурно-спортивного юношества и детства – как пахнет спортзал, что такое тренировка и ожидание будущей схватки с соперником, что такое радость от трудной победы или переживание от поражения.

Разве можно проникнуться сопереживанием человеку, далекого от спорта, что такое первый юношеский разряд, полученный еще в школе, грамота или кубок, врученные тебе после соревнований. И конечно, воспоминания о ребятах и тренерах, с которыми ты провел столько счастливых дней на тренировках и соревнованиях.

Теперь неважно, стал ты большим спортсменом или просто получил закалку и прошел школу мужества в спорте. Главное, что теперь есть понимание спорта, несмотря на то, что прошло уже 10, 30 или 50 лет.

Во-вторых, спортивные болельщики – это сообщество, группы единомышленников, спорщиков, коллекционеров, знатоков истории клуба, спортсменов, тренеров. Болельщики – это не просто зрители, приходящие (как в театр или в кино) поодиночке и сами по себе. Их пути на стадион начинаются с касс и обсуждения возле них итогов выступления отдельных атлетов или клубов. Специально для болельщиков прямо у касс и стадионов во многих городах России уже многие годы вывешиваются турнирные таблицы, на мини-площадках происходят обсуждения, высказываются критические замечания и похвалы в адрес тех или иных игроков, арбитров, тренеров, менеджеров, чиновников.

Чтобы там не говорили отдельные тренеры, атлеты или чиновники, болельщики — это эксперты в спорте. И если в  кино и театре для понимания происходящего нужно знать язык, на котором ведется повествование, то в спорте этого не нужно — здесь язык универсален, доступен любой нации и стране без переводчиков и комментаторов.

В-третьих, болельщики – это как члены одной большой политической партии, ратующей за честные и справедливые отношения в спорте и повседневной жизни. Эта неформальная партия объединяет людей с разными доходами, разных полов и возрастов, живущих не только в России, но и далеко за ее пределами. Современные средства связи – мобильники, планшетники, интернет объединяют этих людей еще более тесно, чем это было в доинтернетовскую эпоху. Фан-клубы, имеющие свои помещения и сайты в интернете, позволяют болельщикам обмениваться идеями, мнениями, готовить совместные гимны, кричалки и баннеры, действовать как одна огромная команда.

Современные спортивные руководители и менеджеры разных рангов и уровней поняли, что именно болельщики составляют надежную основу бизнеса, фундамент благосостояния спортсменов, тренеров и клубов. Без массового болельщика нельзя заработать на продаже билетов и абонементов, на правах трансляции соревнований по телевидению, радиостанциям и в интернете, на реализации сувениров и спортивной атрибутике. Все это известные факты, многократно подтвержденные цифрами, опытом России и зарубежных стран.

Но сегодня мне бы хотелось поместить в фокус внимания еще одну значимую тенденцию, получившую развитие в отечественной практике последних двух-трех лет. Речь идет о политической направленности движения болельщиков, которая упоминалась нами в 2010 году (см. статью «Фанатское движение в России: неспортивный аспект»). Тогда болельщики, возмущенные убийством Егора Свиридова и вседозволенностью гостей из некоторых республик, выступили как мощная сила, заставившая власть принять надлежащие меры.

Теперь, когда отечественные законодатели приняли весьма жесткие законы о митингах и ограничении свободы собраний, болельщики стали единственным институтом, которые могут собираться массово, не спрашивая об этом местную власть. Если учесть, что болельщики – это люди, привыкшие высказывать свое мнение без оглядки на какие бы то ни было авторитеты и начальственные лица, то здесь возникает коллизия, с которой депутаты пока не знают, что делать.

На днях происшедшее событие под названием «Губернатор жлоб!» всколыхнуло общественное мнение не только в нашей стране, но и за ее пределами. Напомню, суть инцидента состояла в том, что для приехавшего в Санкт-Петербург премьера Д.Медведева было перекрыто движение по центральным улицам. Недовольные водители, стоящие в пробках, «приветствовали» проезжавший кортеж премьера сигналами клаксонов. Губернатор Полтавченко в связи с этим публично назвал недовольных жлобами. И тут за всех питерцев власти ответили футбольные болельщики, спевшие для все страны знаменитое теперь «Губернатор жлоб!».

Как власть будет справляться со своевольными болельщиками – мы увидим в ближайшем будущем. В недрах Госдумы и некоторых исполнительских структурах уже готовится «Закон о болельщиках», который будет призван ограничить вольности любителей спорта. Станет ли закон реальной сдерживающей силой или лишь обозлит болельщиков – покажет время.

 

Похожее ...

2 комментария

  1. сибиряк:

    Очень хорошая статья. Есть такой вид спорта в России, как хоккей с мячом. Этот вид спорта таит в себе множество парадоксов. Будуче очень красивым, динамичным, зрелищным, исконно русским — он до сих пор находится в России в тени у того же канадского — всё дело в том, что там нет денег, нет инфраструктуры, нет спортивных современных менеджеров, но всё это совершенно не влияет на любовь к нему со стороны болельщиков. В большинстве своем он любим в Сибири и при t -15 до -30 самые посещаемые города могут дать фору футбольным стадионам. Если рассматривать взаимоотношения болельщиков конкурирующих команд, то они абсолютно разнятся с футбольными. Болельщиков, которые болеют за свои команды на выезде, хозяева принимают, как гостей города, очень уважительно к ним относятся, что уж там, иногда болеют на одной трибуне, вне зависимости, как бы не закончился матч, болельщики остаются друзьями, а после матчей вместе общаются, празднуют «за красивый хоккей» и такая картина практически везде, НО есть одно ИСКЛЮЧЕНИЕ — это нелюбовь к болельщикам из Москвы…без комментариев. Спорт — лакмусовая бумажка взаимоотношений людей в обществе, в стране.

  2. admin:

    Хороший комментарий. Вы затрагиваете еще один пласт проблем, связанных с видами спорта и местной культурой спортивного сообщества. Обещаю поработать и над этой темой.

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.