Вчерашний инцидент с российским бомбардировщиком Су-24, сбитом вблизи границы с Сирией турецким истребителем F-16, указал, как минимум, на несколько важных обстоятельств. Первое из них политического свойства – президент Турции Р.Эрдоган решил продемонстрировать миру и турецкому народу свою решительность, волю и непреклонность: он не остановится не перед чем, чтобы вернуть Турции былое величие Османской империи и расширить её влияние в глобальном масштабе. Вместе с тем Эрдоган хотел бы такого же наследия и почитания как Мустафа Кемаль Ататюрк, перед памятниками которого благодарные турки до сих пор склоняют головы и где всегда лежат живые цветы. Ради этой цели Эрдоган оказался готовым к враждебным действиям против России, с которой у Турции сложились дружеские отношения и более чем 30-миллиардный годовой товарооборот.
Эрдоган, как человек неуравновешенный и излишне эмоциональный сотворил как раз то, что не пойдёт на пользу его стране. И если даже В. Путин не предпримет против Турции жёстких мер, включая военные, то всё равно отношения между нашими странами будут надолго отравлены этим нелепым эпизодом.
Второй момент, на который следует обратить внимание – это очень слабое стратегическое планирование военных действий в Сирии со стороны военно-политического руководства России. Почему-то ни наши военные, ни разведслужбы, ни политики не рассматривали ситуацию эскалации конфликта за счёт вовлечения в него третьих стран – в том числе Турции, являющейся членом НАТО. Российские лётчики, убаюканные месячным отсутствием атак с земли и воздуха, работали по целям без прикрытия. И это несмотря на то, что российские самолёты уже попадали в рамки прицеливания турецких средств ПВО. Сейчас, когда был сбит российский Су-24, ни военные, ни политическое руководство, не знали – что делать и как реагировать на данный инцидент. Для ответной атаки турок не были подготовлены условия, а в заложниках у турецкой стороны могло оказаться до 10 тысяч российских туристов, находящихся сейчас в этой стране на отдыхе.
Кстати, отсутствие надлежащего планирования и анализа возможных ситуаций – характерная черта не только силовых министерств, но и экономического (в том числе Центробанка), социального и даже спортивного блока правительства, для которых каждый неожиданный поворот событий – всегда словно снег на голову. Недаром в одном из своих публичных выступлений В. Путин упомянул о необходимости создания специальной правительственной структуры, занимающейся прогнозированием и стратегическим планированием.
Наконец, хотелось бы упомянуть известную аллегорию про ружьё, которое висит на стене в первом акте. Ускоренное перевооружение российской армии, массированные траты на оборону и личный состав породили желание использовать вооружённые силы не только в многочисленных учениях и манёврах, но и в реальных военных операциях, проводимых вдали от родины. Провокации и теракты, которыми так богата история, являются неизменным спутником почти всех масштабных военных операций. Именно поэтому от втягивания в любые военные конфликты воздерживается Китай и Россия до 2015 года. Теперь В. Путин изменил нашу стратегию и тактику. Насколько она окажется правильной – покажет время.
Что же касается Реджепа Эрдогана, то вряд ли его надежды на вхождение в историю в качестве очередного отца нации оправдаются. Скорее, напротив. В скором времени турки поймут, что подобная агрессивная политика, которую демонстрирует нынешний президент Турции (втайне мечтающий о присоединении части сирийской территории), обернётся для него лично и страны гораздо большими проблемами, нежели приобретениями. Причём во всех смыслах.