Экономический рост, демонстрируемый хозяйственной системой Китая в течение нескольких последних десятилетий, начинает выдыхаться. Это вполне естественное явление, так как Китайская народная республика стартовала в конце 1970-х годов (в результате реформ Дэн Сяопина) с очень низких значений и все эти годы ускоренным темпом догоняла наиболее развитые страны. При этом предприниматели КНР не стеснялись заимствовать дозволенными и недозволенными способами новые технологии, организационные и управленческие модели, наиболее востребованные товары и брэнды любых производителей, в том числе путём их тотального копирования. Низкая стоимость рабочей силы, природная предприимчивость и высокая работоспособность китайцев, ориентация на внешнюю торговлю сделали своё дело, и КНР ныне имеет вторую по силе экономику в мире.
Однако со временем стоимость рабочей силы на китайских предприятиях росла (сейчас она примерно на 25% превышает российскую), население становилось богаче, что находило своё отражение в тратах на импортные товары, заграничные путешествия, инвестиции в зарубежные активы и бизнесы.
Сегодняшние статистические данные полностью подтверждают обозначенную нами тенденцию. Так, сальдо торгового баланса КНР сократилось в ноябре 2016 г. до 44,61 млрд. долл., хотя прогноз был более благоприятный – 46,30 млрд. долл. (для сравнения: в 2014-2015 гг. сальдо составляло в среднем 55-60 млрд. долл. в месяц).
При этом ввоз товаров и услуг на территорию Китая из-за рубежа вырос на 6,7% по сравнению с тем же месяцем прошлого года (прогноз был отрицательным – минус 1,3%), а экспорт вырос всего лишь на 0,1% (правда, прогноз был более неблагоприятный – эксперты предсказывали падение экспорта в ноябре на 5%).
К сказанному следует добавить, что золотовалютные резервы КНР тают пятый месяц подряд, каждый раз уменьшаясь на 45-60 млрд. долл. Учитывая высокую закредитованность китайской экономики, следует опасаться развития внезапного кризиса, за которым последует девальвация юаня, рост безработицы и значительный хозяйственный спад, который станет для остального мира серьёзным потрясением.