Российский кинобизнес переживает в последние два десятилетия не лучшие свои времена. Зрительский интерес к отечественному кино неуклонно снижается, количество самоокупаемых и прибыльных фильмов весьма невелико, сюжетные линии довольно однообразны, а качество игры актеров оставляет желать лучшего.
По данным сборника «КиноСтатистика-2009», доля российских фильмов в отечественном кинопрокате и по количеству, и по сборам составляет чуть больше 20 процентов от общего объема. Авторы исследования также отмечают, что из 80 российских картин только 5 принесли производителям прибыль в кинопрокате.
Оставим в стороне критические стрелы, направленные на анализ художественной ценности фильмов, работы актеров, режиссеров и сценаристов. Оставим эти вопросы на суд кинокритиков. Рассмотрим сложившуюся ситуацию с точки зрения бизнеса, экономической и организационной платформы отечественного кинематографа.
Экономические реформы 1990-х годов, при всей их неоднозначности, открыли российские рынки не только для потока иностранных товаров в виде компьютеров, электроники, бытовой техники и одежды, но и сняли барьеры на свободный приток в страну импортной кинопродукции самых разнообразных жанров – фантастики, триллеров, мелодрам, эротики, боевиков и телесериалов. В начале 90-х улицы городов и сëл буквально пустели в те часы, когда по телевидению шли сериалы «Рабыня Изаура», «Королек – птичка певчая» или «Санта-Барбара».
Одновременно отечественные кинотеатры и киностудии стали приходить в упадок – индустрия видеокино начала стремительно вытеснять отечественные фильмы, выходящие в прокат. Видеомагнитофоны, считавшиеся ранее предметами роскоши, теперь все шире использовались для публичных показов частными предпринимателями, а затем и в домашних условиях массовым зрителем. Пиратские копии лучших фильмов стали доступны широкой аудитории в пунктах проката и продажи, которые в постперестроечные годы плодились как грибы после дождя.
Российский зритель, ранее имевший очень ограниченный доступ к западному кино, вдруг увидел все сразу – блокбастеры с ошеломляющими погонями и трюками, фантастику – с завораживающими съемками и компьютерной графикой, триллеры с захватывающими сюжетами и мировыми звездами в главных ролях.
Это был не просто экономический прорыв и открытие резервов нового бизнеса. Это был шок. Сравнивая голливудскую продукцию и новые «перестроечные» фильмы, отечественный зритель отдавал предпочтение западному кино. Подобно тому, как наша промышленность, производившая компьютеры и бытовую электронику не выдержала конкуренции с импортными товарами, отечественный кинематограф оказался в состоянии глубокого нокдауна. Однако он все же устоял, хотя и понес огромные материальные и имиджевые потери.
Конструктивная критика – вещь, безусловно, полезная. Да, наше кино, безусловно, имеет недостатки. Однако следует принять во внимание те колоссальные объективные трудности, которые выпали на долю отечественных производителей кинофильмов, кинопроката и дистрибьюторов кинопродукта. Нарушения в области авторских прав и организационная неразбериха приняли самые крайние и причудливые формы. Производители кино в лице частных и государственных кинокомпаний сплошь и рядом стали сталкиваться с ситуацией, когда только что отснятое кино уже предлагалось на кассетах в пунктах проката массовому потребителю. К концу 90-х годов, с появлением кабельного интернета и значительного повышения скорости передачи данных (скачивания) как-то сразу умер и кассетный бизнес, а затем и рынок DVD. И это при том, что даже удачные фильмы собирали достаточно скромную прибыль, большую часть которой забирали себе прокатчики.
С точки зрения маркетинга здесь следует отметить и еще один, весьма важный аспект проблемы – емкость рынков российского кино. Традиционно это были страны социалистического содружества и развивающиеся государства. Теперь эти рынки сжались, подобно шагреневой коже. Серьезное изменение ситуации обусловили такие явления, как 1) появление китайского кино, о котором раньше никто не слышал; 2) искусственное ограничение проката российского кино во вновь образованных национальных государствах.
Не будем входить в подробности политической и экономической оценки отмеченных тенденций. Подчеркнем лишь, что конкурентная борьба на рынках СНГ и других стран для российского кино значительно обострилась за счет прямого противостояния с лидерами мировой киноиндустрии и игроками национального кинематографа. Выиграть эту бескомпромиссную борьбу в условиях дефицита инвестиций очень сложно – особенно в таких капиталоемких сферах, как 3D кино, требующее значительно больших затрат.
Осложняет положение российского кинобизнеса и весьма малая поддержка кинематографа со стороны государства. Работникам киноиндустрии и внешним инвесторам не вполне понятно, по каким принципам действует сейчас и будет действовать в будущем механизм выделения денежных средств. Кому и как они должны выделяться – наиболее известным режиссерам, начинающим, но талантливым ребятам, по живой очереди, по алфавиту или как-то еще. То же самое можно сказать и о жанрах: какие финансовые ресурсы следует выделять на документальное и детское кино, научно-популярные фильмы, анимацию и проч. Пропорции и уровни финансирования должно определить государство.
В относительно тепличной ситуации находятся телесериалы, демонстрируемые по основным эфирным каналам. Здесь складывается особая ситуация монопольного характера, о которой надо сказать отдельно. Качество данной кинопродукции мало связано со зрительским интересом и затратами на создание киносериалов вследствие того, что в данном случае формируется квазирыночная среда с барьерами для вхождения новых участников конкуренции. Даже такой известный кинорежиссер, как Е.Кончаловский, в своем выступлении на бизнес-канале РБК-ТВ заявил, что он хотел бы попасть в сетку эфирных телеканалов со своим кинопродуктом, но не может этого сделать из-за закрытости этого сегмента кинобизнеса. Что же говорить о создателях кинопродукта с менее известными именами?
Ситуация в отечественном кинобизнесе, описанная нами выше, мало способствует созданию конкурентного кинематографа, способного отвоевывать новые рынки и зрительские аудитории. Здесь нужна большая работа по формированию стратегии развития нашего кино, которое бы смогло побороться за передовые позиции с лидерами мирового кинобизнеса. Звучит, видимо, не очень реалистично и вызывает скептическую улыбку. Наверное, если все оставить так, как есть. Но если взяться за инновации, организовать совместные производства, переориентироваться на широкие культурные, социальные и международные аудитории, то вполне можно выйти на новые рубежи, оставив кризис позади.