Усиление роли биржи как статистического органа последовало после выхода 1 сентября 1922 г. Постановления СТО об обязательной регистрации на бирже внебиржевых сделок. Таким образом, в поле зрения советской биржи попадает весь оптовый оборот – как биржевой, так и внебиржевой. О доле биржевого и внебиржевого оборота на Московской товарной бирже (МТБ) и на 70 провинциальных биржах, а также о структурных сдвигах, происшедших за год, можно судить по данным таблицы 3.1.
Таблица 3.1.
Объем биржевого и внебиржевого оборотов в 1923/1924 и 1924/1925 операционных годах (в %)
Оборот | 1923/1924 | 1924/1925 | ||
МТБ | 70 провинц. бирж | МТБ | 70 провинц. бирж | |
Биржевой Внебиржевой Общий | 48,9 51,1 100 | 51,0 49,0 100 | 68,7 31,3 100 | 55,1 44,9 100 |
Источник: Советская товарная биржа к 1926 году. – С.20.
В результате распространения зоны влияния биржи на внебиржевой оборот, объемы сделок, заключенные на биржах, значительно возросли (на МТБ они поднялись с 1/2 до 2/3 совокупного объема). Это обстоятельство объясняется различной ставкой налога по биржевым и внебиржевым сделкам, – по внебиржевым операциям ставка налога была на 0,1-0,2 % выше. Поэтому при регистрации выгоднее было оформлять сделку как биржевую. Но главная причина расширения зоны влияния биржи заключалась в том, что это было выгодно властям – сделки, проходящие через биржу, являются «прозрачными» для налоговых и иных контролирующих органов. Кроме того, тотальная регистрация сделок на бирже помогала последней активизировать свою деятельность за счет формального увеличения товарооборота.
Анализируя этот аспект проблемы, К.Шмидт отмечает: «Регистрация внебиржевых сделок оказала на советскую биржу такое же действие, какое оказывает вспрыскивание возбуждающих средств умирающему. В частности, стремительно взлетели вверх биржевые обороты МТБ в ее годовом отчете. Меньшее, но все же значительное влияние оказала регистрация внебиржевых сделок на провинциальные биржи».[i]
Еще более внушительными оказались последствия данного шага для товарных бирж Сибири, где приросты оборотов выразились в следующих цифрах (см. табл.3.2).
Таблица 3.2.
Годовые итоги общих оборотов товарных бирж Сибири (в тыс. руб. и процентах)
Наименование товарной биржи | 1923/1924 гг. (тыс. руб.) | 1924/1925 гг. (тыс. руб.) | Прирост в % |
Новониколаевск Иркутск Омск Красноярск Барнаул Томск Бийск | 30179 18263 18114 8352 6701 7858 3414 | 90315 34580 34137 15270 13741 12162 6769 | 199 89 89 82 105 54 117 |
Всего по Сибири | 92651 | 206974 | 123 |
Источник: Товарные биржи Сибири в 1924-25 г. – С.8.
То особое место, которое отводилось государственными органами советской бирже, не могло не наложить соответствующего отпечатка на всю биржевую деятельность периода нэпа. В частности, проявились такие специфические черты советской биржи, как отсутствие спекуляции, универсализм в торговле, регистрация внебиржевых сделок и ведение экономической работы.
Важнейшей особенностью советской биржи являлось отсутствие спекулятивных операций. В связи с этим обстоятельством интерес к биржевой торговле со стороны спекулянтов утрачивался, на торгах они не присутствовали, что негативно отражалось на посещаемости торговых сессий биржи (о посещаемости советских бирж можно судить по данным таблицы 3.3).
Таблица 3.3.
Посещаемость биржевых собраний клиентами биржи в период 1924-1925 гг.
Среднее число посетителей | 1-5 | 6-10 | 11-15 | 16-25 | 26-50 | Св.51 | Всего бирж |
Число бирж | 7 | 15 | 17 | 18 | 16 | 8 | 81 |
Источник: Советская товарная биржа к 1926 году. – С.125.
Рассматривая проблему низкой посещаемости советской биржи, И.Бак отмечает: «На капиталистической бирже зал кишит массой людей. На советской бирже «бумажных» сделок практически нет, почти всегда – реальный товар». Все это обусловливает «слабую реальность биржевого торга. Особенно, если принять во внимание отмечаемые рядом бирж посещения исключительно с целью «конъюнктурного вынюхивания» рынка, главным образом, со стороны частных лиц».[ii] Аналогичных позиций придерживался К.Шмидт, который подчеркивал, что «важнейшая особенность советской биржи – отсутствие момента спекуляции, столь характерного для капиталистической биржи [курсив наш – В.Г.]. Советской бирже неизвестен институт сделок на срок, вернее, сделок на разницу, со сконтацией сделок и ликвидационными кассами. В этом мы видим основное отличие нашей биржи от капиталистической».[iii]
Такая низкая посещаемость торгов вызывала озабоченность у работников бирж. В официальных материалах отмечалось, что «биржи на общих собраниях своих членов подвергают обсуждению вопросы активного посещения биржи; они нередко обращаются с воззваниями к торгующим, побуждая их не обходить биржу; в некоторых случаях они препятствуют оформлению на бирже сделок тех торгующих, которые до оформления сделки не посетили биржу; иной раз не допускаются к оформлению сделки, по которой предварительно не выявлен на бирже спрос или предложение».[iv] Было бы излишним упоминать, что при отсутствии экономического интереса у клиентов биржи попытки принудительных мероприятий по увеличению посещаемости биржевых торгов не были успешными.
На советских товарных биржах изначально лидирующие позиции занимали государственные органы. Это лидерство выражалось как в большинстве членов и постоянных посетителей биржи, так и в доле оборотов биржевой торговли, приходящейся на государственные организации. Так, например, крупнейшая биржа Сибири – Новониколаевская[v] товарная биржа, имела 87 членов биржи, из которых 68 приходилось на государственные органы, 12 – на кооперативные организации и 7 – на частных лиц (см. диаграмму на рис.3.2). Аналогичные показатели для Омской биржи были следующими: число членов биржи – 60, в том числе государственных органов было 43, кооперативов – 10 и частных лиц – 7.
Преобладали государственные органы и в биржевых оборотах, причем их доля со временем увеличивалась (см. табл.3.4).
Таблица 3.4.
Доля основных участников биржевой торговли (данные по 70 провинциальным биржам), в %.
В структуре биржевой торговли по отдельным видам товаров государственные органы практически полностью контролировали оптовый рынок. Это отчетливо видно на примере крупнейшей биржи Советской России – Московской товарной биржи, оборот которой был сопоставим с оборотом всех провинциальных бирж. Так, за 1923-1924 операционный год оборот МТБ выразился в сумме 1,554 млн. руб., а по 70 провинциальным биржам – в 1,616 млн. руб.[vi] На МТБ позиции государственных органов были настолько сильными, что правомерно говорить о полном правительственном контроле центрального биржевого рынка страны (см. табл.3.5).
Таблица 3.5.
Доля продаж на МТБ государственными и негосударственными организациями в 1924/1925 гг., в %.
Наименование товаров | Государст. органы | Акционер. об-ва | Кооперация | Частные лица |
Хлебофураж Продукты питания Бакалея Текстиль Металлы Бытовая химия Топливо Кожа | 75,7 36,3 91,1 95,7 92,5 88,8 96,4 95,3 | 1,7 5,6 4,8 0,6 2,1 4,5 0,1 0,3 | 13,1 25,3 2,6 2,0 2,1 3,3 2,5 2,0 | 9,5 32,8 1,5 1,7 3,3 3,4 1,0 2,4 |
Источник: Советская товарная биржа к 1926 году. – С.46.
Из статистических материалов таблицы 3.5 следует, что только продуктовый биржевой рынок не был монополизирован государственными органами, и доля кооперативов и частных лиц на нем составляла 25,3 и 32,8 % соответственно. Биржевой рынок хлеба, который, как и в дореволюционной России был наиболее активным сектором биржевой торговли, на 3/4 контролировался государством. Что же касается бакалейных товаров, текстильных изделий, металлов, товаров бытовой химии, кожи и топлива, то эти рынки были полностью монополизированы государством.
Значительный интерес представляет проблема взаиморасчетов контрагентов в биржевых сделках купли-продажи. Этот момент интересен в связи с тем, что таким образом на советских товарных биржах проявлялась конкуренция разных форм собственности – государственной, кооперативной и частной.
Естественно предположить, что частные лица и кооперативы должны были добиваться и иметь более выгодные условия взаиморасчетов, нежели государственные организации из-за присутствия сильной личной заинтересованности. О достижении частными лицами и кооперативами своей цели можно судить по такому обстоятельству, как преобладание в объемах оборотов:
- Продаж своей продукции за наличные деньги;
- Покупка сырья и товаров с использованием безналичной формы платежей (получая тем самым товарный кредит в виде отсрочки платежа).
О фактическом состоянии и структуре взаиморасчетов можно получить представление на примере бирж Сибири по данным таблицы 3.6.
Таблица 3.6.
Условия взаиморасчетов отдельных контрагентов по товарным биржам Сибири в 1924/1925 гг. (в %).
Контрагенты | Продажа | Покупка | |||||
Нал. | Кредит. | Смешан. | Нал. | Кредит. | Смешан. | ||
По всем товарным биржам Сибири | Гос. органы Кооперация Част. лица | 23,4 68,1 72,7 | 30,4 12,7 6,6 | 46,2 19,2 20,7 | 41,3 16,6 58,9 | 18,8 39,8 8,7 | 39,9 43,6 37,4 |
По 6 окружным товарным биржам | Гос. органы Кооперация Част. лица | 25,3 73,1 73,1 | 24,1 10,6 5,6 | 50,6 16,3 21,3 | 51,5 18,3 59,7 | 16,0 27,8 7,3 | 32,5 53,9 33,0 |
Источник: Товарные биржи Сибири в 1924-25 г. – С.20.
Данные говорят о том, что у государственных органов доля сделок за наличные составляла около 1/4 в оборотах по продаже и более 40 % при покупке (по 6 окружным биржам – 1/4 в продаже и свыше половины оборота при покупке). Обратное явление наблюдалось в кооперации и сделках частных лиц, которые более чем 2/3 оборота по продажам совершали за наличные, тогда как в покупках размер оборота за наличные едва достигал 1/6 (по 6 окружным товарным биржам – 3/4 в продажах и немного более 1/6 в покупках. Продажа в порядке чистого кредита составляла около 1/3 в операциях госорганов, менее 1/10 – частных лиц и немного более 1/10 – в сделках кооперативов).
В то же время в покупках госорганы пользовались чистым кредитом в размере менее 1/5, а кооперация 2/5 оборота. В силу этого смешанные сделки, которые по сути дела приближались к кредитным, преобладали в продажах госорганов. Таким образом, можно сделать вывод, что госорганы больше продавали в кредит и покупали за наличные, в то время как кооперация и частные лица в большей мере продавали за наличные и покупали в кредит. Эти факты свидетельствуют о том, что кооперация и частные лица торговали на бирже на более выгодных для себя условиях, нежели госорганы.
Советские товарные биржи были в основном универсальными, то есть торги на них проходили по широкому кругу товаров. Это создавало известные неудобства в торговле и требовало выделения специализированных секций.
Впервые товарные секции стали выделяться на двух наиболее специфических и активных секторах рынка – на мясном и хлебном направлениях. Особенности мясного торга – необходимость непосредственного осмотра товара на месте, – заставили биржи, имеющие более или менее значительные обороты с товаром, начать организационную работу по созданию товарных секций именно с мясных площадок. Пионером в этой области стала Ленинградская товарная биржа, открывшая мясной отдел в ноябре 1922 г. Несколько позднее – в мае 1923 г., аналогичный отдел появился в составе МТБ, а затем мясные отделы стали появляться и на других биржах. Одновременно с мясными отделами на отдельных биржах стали формироваться хлебные, лесные, текстильные, сырьевые и металлические секции.
Общая для всех товарных бирж СССР тенденция к увеличению доли государственных организаций в биржевом обороте, в конечном счете, создала экономические предпосылки для сворачивания биржевой деятельности. К 1925 г. стали рельефнее проступать элементы кризиса биржевой торговли: собрания биржевых комитетов проводились нерегулярно и носили формальный характер, велика была текучесть кадров биржевого персонала, экономическая работа во многих биржах не велась вовсе или проводилась весьма поверхностно, посетители чаще всего приходили на биржу не с целью заключения сделок, а для получения юридических и налоговых консультаций.
Однако за этими вторичными признаками кризиса биржевого рынка периода нэпа стояли более серьезные экономические и политические причины. В частности, советским правительством уже к началу 1927 г. была переосмыслена сама экономическая концепция нэпа, стал оформляться курс на сворачивание рыночных отношений. Вышедшее в это время Постановление «О реорганизации товарных бирж» ограничивало биржевую торговлю лишь продукцией аграрного сектора. Предприятия-монополисты этим постановлением освобождались от принудительной регистрации сделок в биржевом обороте, так как котировка для них почти полностью утратила значение и сводилась лишь к фиксации прейскурантных цен. Количество бирж сокращалось до 14; биржевая торговля сохранялась только в наиболее крупных центрах – Баку, Владивостоке, Киеве, Ленинграде, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Одессе, Ростове-на-Дону, Саратове, Свердловске, Ташкенте, Тифлисе и Харькове.
В апреле 1928 г. было издано Положение, дополнявшее и конкретизирующее Постановление «О реорганизации товарных бирж» 1927 г. Положение в еще большей степени усиливало административный контроль за биржей и участниками сделок: отныне все сделки с участием частных лиц контролировались фининспектором, что предопределило отказ от участия в биржевых торгах представителей частного сектора, которые не хотели оглашать свои доходы в процессе биржевых операций. Кроме того, немаловажную роль при принятии решения об окончательном сворачивании биржевого рынка сыграли общественные настроения, когда у большей части населения сложилось негативное отношение к частному предпринимательству вообще и к бирже в частности. Логическим завершением биржевой деятельности периода нэпа стало Постановление Совета Народных Комиссаров, изданное в начале 1930 г., которое де-юре ликвидировало биржи как экономические институты.
[i] Шмидт К.А. Организация и практика биржевой торговли в СССР. – С.38.
[ii] Бак И.С. Биржа на Западе и в СССР. – Харьков: Книгоспiлка, 1926. – С.119.
[iii] См.: Шмидт К.А. Организация и практика биржевой торговли… — С.57.
[iv] Советская товарная биржа к 1926 году. – С.126.
[v] Новониколаевск – название Новосибирска в 1903-1925 гг.
[vi] Советская товарная биржа к 1926 году. – М., 1926. – С.18.