Система взаимодействия компаний-спонсоров и элитных спортсменов в общем виде хорошо известна. Спонсор обязуется оказывать женщинам-атлетам финансовую, материальную, правовую и иную помощь в обмен на рекламу, которая представлена на спортсменках в периоды тренировок и соревнований. Таким образом поддерживается баланс интересов бизнеса и спортсменок, когда каждая из сторон получает свои выгоды финансового, имиджевого и маркетингового характера.
Казалось бы, такая форма сотрудничества коммерческих компаний и представителей профессионального спорта всех устраивает и работает практически идеально. Но, как показывает практика последних лет, такая идиллия – лишь видимая часть «экономического айсберга». В глубинной части взаимоотношения атлеток и спонсоров нередко обостряются, прорываясь с бурными эмоциями и скандалами в публичную сферу.
Суть проблемы состоит в том, что элитные спортсменки всё же остаются молодыми и привлекательными женщинами, которые хотят устроить свою личную жизнь, завести ребёнка, стать любящими мамами и жёнами.
Однако спонсоры в таких случаях говорят: «Нет, нет, нет, уважаемые дамы! Мы с вами так не договаривались. Если вы будете находиться в отпуске по беременности или по воспитанию ребёнка, мы не получим запланированной выгоды от рекламы и пиар-мероприятий. Хотите рожать – рожайте, но без нас. Наступившая беременность является основанием для приостановки или аннулирования спонсорского контракта».
Такую постановку вопроса часть спортсменок из США посчитала неприемлемой, в результате чего разразился скандал с известной компанией Nike, которая традиционно выступала спонсором для известных легкоатлеток. Олимпийская бегунья Алисия Монтаньо поведала газете «Нью-Йорк Таймс», что Nike плюёт на защиту материнства, на её право как женщины иметь детей. Спортсменкам, таким образом, приходится выбирать – или деньги, или дети.
Монтаньо также рассказала, что оставила Nike, чтобы подписать контракт с другим спонсором – компанией Asics, но те тоже угрожали ей разрывом контракта после родов. Чтобы удовлетворить требования своего контракта, Монтаньо подробно описала, как она записывала на видео своё выступление для прессы и болельщиков, выступала беременной и даже отправляла грудное молоко домой в Штаты, участвуя в чемпионате мира по легкой атлетике в Пекине 2017 года.
Другие элитные легкоатлетки также выступили против Nike в истории, сопровождающей видео Монтаньо. «Забеременеть — это поцелуй смерти для спортсменки», — сказала Фиби Райт, спонсором которой стала Nike в 2010–2016 годах. «Я ни за что не скажу Nike, если я была беременна» — добавила спортсменка
Олимпийская марафонка из США Кара Гоучер сказала, что во время беременности 2010 года она узнала, что Nike собирается прекратить платить ей, пока она снова не начнёт участвовать в соревнованиях. Она планировала пробежать полумарафон через три месяца после родов, чтобы снова начать получать деньги.
Разразившийся скандал дошёл до комиссии Конгресса США по охране материнства и детства. Женщины-конгрессмены признали такие действия спонсоров дискриминацией и послами в Nike официальный запрос, в котором говорилось: «Мы просим вас ответить на этот запрос честным и транспарентным образом, и мы настоятельно призываем Nike следовать своим собственным самопровозглашённым принципам честности и справедливого отношения к спортсменкам на каждом этапе их карьеры — начиная с момента, когда это молодые девушки, и до того времени, когда они решили совместить статус спортсмена и матери».
После шумихи, поднятой прессой и соцсетями, Nike 24 мая 2019 года выступила с заявлением о том, что что откажется от снижения спонсорского вознаграждения в течение 12 месяцев для спортсменок, «решивших иметь ребёнка», и добавит условия, которые закрепят политику для спортсменок в контрактах.
Больше см. на: Спортсмены выступают против отсутствия защиты по беременности и родам в Nike, другие компании вносят изменения