Выражение «Хороший товар сам себя хвалит» можно встретить в художественной литературе, в кинофильмах, на рынках, в общении предпринимателей и обычных россиян. Обычно произносящие его люди имеют в виду переносный смысл данной пословицы — качественный и долговечный продукт порождает удовлетворённость и похвалу потребителей, хорошие отзывы, рекламу «из уст в уста» по типу «сарафанного радио», что стимулирует спрос и доброе имя производителя.
Общий смысл фразеологизма «Хороший товар сам себя хвалит» хорошо понятен современному человеку, даже мало знакомому с основами маркетинга, пиара и репутационного менеджмента. А вот с происхождением данного выражения есть неясные моменты. Когда возникла и вошла в разговорную речь максима «Хороший товар сам себя хвалит»? Пришло ли это изречение в русский язык из других культур или заимствовано у иностранных авторов? Каков смысл пословицы был изначально и как изменился он теперь?
Для аргументированных ответов на поставленные вопросы традиционно воспользуемся обширными знаниями Владимира Даля и его фундаментальным трудом — Толковым словарём живого великорусского языка, вместившего 200 тысяч слов и 30 тысяч поговорок.
Открываем четвёртый том словаря Даля и узнаём, что слово товар было раньше весьма многозначным. Товар — 1) имение, имущество, добро, достаток, пожитки, нажитое. 2) походный, военный обоз. 3) ныне: запасы торговые, вещи, назначенные у купцов в продажу, всё, чем торгует, промышляет кто. Товар может происходить от турецкого давар — скот. (Т.4, с.408-409).
Хвалить — 1) одобрять, превозносить, называть добрым, хорошим, признавать достоинство, добрые качества. Всякая фаля сама себя хвалит. Нам товару не хвалить, так и не свалить. Ржаная (гречневая, ячневая) каша сама себя хвалит (начальный смысл этого был прямой, что хорошо, то нечего хвалить, а ныне пословица эта к самохвальству). 2) хвалить — бахвалить, похваляться, величаться, хвастать. Не хвались в Москву, а хвались из Москвы — убравшись поздорову. 3) угрожать, грозить местью. Хвалился, что деревню сожжёт. Выхвалять товар свой. (Т.4, с.544). Хороший товар сам себя хвалит. (Т.4, с.562).
Из трактовок В.И. Даля мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, выражение «Хороший товар сам себя хвалит» является весьма старым, ему не менее двух столетий. Во-вторых, данный фразеологизм не является заимствованием из других культур или каких-либо авторов, поскольку В.И. Даль в таких случаях делает соответствующие пометки — например: «Гора родила мышь» — из западной культуры. И, в-третьих, пословица «Хороший товар сам себя хвалит» имела в середине 19-го века примерно то же значение, что и сейчас. Правда, современные специалисты по продажам, маркетингу и продвижению товаров считают, что без надлежащей рекламы и промо-акций даже отличный товар может оказаться невостребованным.
См. также: Происхождение русских фразеологизмов