Чаще всего ошибки в ценовой политике допускаются фитнес-клубами в связи с определенным рассогласованием между категорией обслуживаемых клиентов и стоимостью клубных карт. Перекосы нежелательны как в сторону неоправданного завышения цен, так и в сторону их чрезмерного снижения. Поясним этот момент следующим образом.
Рынки фитнес-услуг стали развиваться в различных странах своим особым путем. В России зарождение и становление системы фитнес-клубов пришлось на сложный период социальных и экономических реформ. Из-за значительной поляризации населения по доходам наибольшее распространение получили фитнес-клубы, обслуживающие VIP-клиентов, в которых стоимость услуг составляет от 2,5 до 5 тыс. долл. в год.
Такое положение вещей легко объяснимо: в связи с дефицитом помещений, дороговизной аренды и ремонта, высокой стоимостью профессионального оборудования владельцам фитнес-клубов было выгодней привлекать такие категории клиентов, которые бы оплачивали все услуги не торгуясь. В период 1990-х годов подобная ценовая стратегия была оправдана. Однако с ростом конкуренции в классах услуг «премиум» и «люкс» значительное завышение цен стало восприниматься клиентами с неудовольствием. Во-первых, это связано с тем, что в условиях расширения предложения на рынке многие клубы утратили свою элитарность и эксклюзивность. Клиенты, даже весьма состоятельные, стали считать свои деньги и предъявлять претензии в части необоснованности цен. Во-вторых, практика «полного цикла», когда в цену включаются все услуги – занятия в тренажерном зале, в залах аэробики, в бассейне – также далеко не всегда устраивают клиентов. Мужчины, которые очень редко посещают занятия по аэробике, вынуждены их оплачивать. То же самое происходит с женщинами, которые редко посещают тренажерные залы. И это не говоря о разного рода экзотических услугах – фитнес-барах, соляриях, ледяной пещере или джакузи, которые в одних клубах числятся как дополнительные, а в других входят в стоимость клубной карты.
Ориентация исключительно на VIP-сегмент и назначение высоких цен на фитнес-услуги приводит клубы в замкнутый круг ошибок. С одной стороны, высокие цены не позволяют сколько-нибудь существенно расширить круг клиентов, так как количество богатых людей ограничено 2-3% населения. С другой стороны, растущая на этом сегменте конкуренция дает о себе знать в самых разных аспектах. Любые ошибки, даже самые небольшие и безобидные, ведут к потере клиентов и прибыли. Привлечение новых клиентов становится делом все более дорогостоящим и обременительным.
Нередко фитнес-клубами допускаются ошибки такого рода, когда за услуги назначаются чрезмерно высокие цены, которые не подкреплены соответствующим качеством. Персонал клубов не всегда надлежащим образом обучен и подготовлен, технические средства часто выходят из строя, в помещениях не поддерживается должная чистота и гигиена, не обеспечивается надлежащее кондиционирование воздуха, имеют место случаи пропажи личных вещей клиентов и т.д. Подобное несоответствие цены и качества услуг практически сразу ударяет по имиджу клуба, который ставится перед дилеммой: или переходить в более низкий ценовой сегмент или уходить с рынка вообще.
В последние годы наиболее динамично на российском рынке развиваются фитнес-клубы, обслуживающие средне-ценовой (800-1500 долл. в год) и низко-ценовой (250-500 долл. в год) сегменты. Не следует думать, что более низкие ценовые сегменты обеспечивают владельцам клубов и инвесторам меньшие прибыли. Это далеко не так. По сравнению с классом VIP эти клиентские категории гораздо более многочисленны, что позволяет наращивать прибыль за счет оборота. Кроме того, клиенты из средне-ценового и низко-ценового сегмента не так привередливы и требовательны, как VIP-персоны, что позволяет в значительной степени снизить расходы на ремонт, аренду и эксплуатацию помещений и оборудования, уменьшить затраты на персонал за счет увеличения коэффициента сменности и наполняемости залов.
Так, например, некоторые крупные сетевые фитнес-компании решили с 2005 года изменить ценовую стратегию и начать освоение среднего ценового сегмента. При этом VIP-сегмент в перспективе будет сужен.
Расчеты специалистов фитнес-клубов и консалтинговых компаний показывают, что дальнейшая ориентация на высокий ценовый уровень нецелесообразна и ошибочна, так как VIP-сегмент будет в ближайшие 5 лет последовательно снижать свою долю при одновременном падении цен из-за обострения конкуренции.
Если каждый из имеющихся тысячи VIP-клиентов обеспечивают клубу 2 млн. долл. в год, то в средне-ценовом сегменте можно получить прибыль в 6,5 млн. долл. за счет обслуживания 8 тыс. клиентов. И это при том, что в демократическом классе конкуренция значительно более низкая, а перспективы роста рынка фитнес-услуг – на порядок выше.
В практике работы фитнес-клубов встречаются также ошибки, связанные с назначением заниженных цен. Стремление владельцев выходящих на рынок клубов привлечь сразу обширные потребительские контингенты приводит к демпингу и началу ценовых войн с конкурентами. На низкие (демпинговые) цены одного из фитнес-клубов другие участники рынка отвечают адекватным снижением цен. В результате рынок перестраивается, клиенты перераспределяются в новой конфигурации. Последующие волны снижения цен на услуги фитнес-клубов ведут к значительным потерям в прибыли последних. Практика «симметричных ценовых ответов» заканчивается для игроков рынка весьма плачевно, хотя потребители фитнес-услуг от такой борьбы только выигрывают.
(Продолжение следует)