Характерной приметой современных городов стали монументальные картины, изображаемые художниками-урбанистами на различных свободных поверхностях – стенах жилых домов, вспомогательных зданиях и сооружениях, заборах, гаражах, беседках. Люди по-разному относятся к творческому преображению городских ландшафтов – одни воспринимают образцы современной монументальной живописи положительно и с явным одобрением (с большой симпатией к граффити отношусь и я), другие – в числе которых управдомы и муниципальные чиновники – как головную боль и порчу имущества (особенно в том случае, когда изображаются целостные и красочные сюжеты, а отдельные подписи юмористического, философского или ругательного характера.
Кто же они, эти мастера современной урбанистической живописи: художники-бессребреники, желающие преобразить скучные городские улицы и серые здания, давящие на психику горожан, или неординарные личности, выражающие творческие порывы души столь смелым способом? Нет, конечно, я не имею ввиду конкретных персоналий, со своими именами и фамилиями (хотя и это достойно отдельного повествования); более интересно само явление этой субкультуры, образ мыслей, мечты, стили и жанры уличных художников.
Проходя по улицам Воронежа или других городов, я вижу творения безымянных живописцев и думаю о их устремлениях, чувствах, эмоциях, материальных затратах, творческом удовлетворении или разочаровании. Последнее особенно угнетает, когда видишь, как чья-то рука портит изображения или замазывает их вовсе, как закрашивают исписанные стены в подъездах или попорченные горелыми спичками потолки.
Я думаю о том, что все эти незримые художники, имена которых мы редко видим под авторскими картинами, тщательно готовятся к акту творчества, ведь в реалиях городской жизни нанести изображение нужно быстро и точно, пока кто-либо из неблагодарных наблюдателей не устроил скандал или, того хуже, не вызвал наряд полиции. При этом нужно работать почти так, как гениальный Караваждо, не делая набросков и предварительной разметки полотна, что чревато смещением пропорций на больших картинных площадях.
Творческий порыв, побег из реальности хотя бы на время, — вот что заставляет талантливых ребят тратиться на аэрозольные баллончики с краской, готовить домашние эскизы и трафареты, затрачивать своё личное время на труд, который не будет вознаграждён в денежном эквиваленте. Но что значат все эти мелочи и риск попасть в полицейский участок, если перед тобой протяжённая поверхность, которая может уже завтра начать радовать и печалить горожан, заставлять их задумываться над тем, о чём в повседневной толкотне им думать недосуг.
Среди монументальной живописи, представляющей собой топовую часть урбанистического граффити, можно заметить настоящие шедевры. Размышляя над судьбами невидимых нам художников, я думаю о их творческой карьере – замечает ли проявившихся талантов наши чиновные особы, приглашают ли их на службу и учёбу, подобно тому, как это делалось в дореволюционной России. Возможно, тогда таланты не пропадут всуе, а принесут славу тем местам, где они родились. В связи с этим припоминается судьба известнейшего отечественного скульптора и художника Ивана Шадра, который был отдан родителями на фабрику в 11-летнем возрасте, где три года работал мальчиком на побегушках (была в те времена такая должность). Проработав три года, Ваня совершил побег из гнусной реальности и, благодаря природному таланту, сходу поступил в художественное училище. Но и потом он бедствовал, зарабатывая на жизнь уличным пением. И лишь благодаря вмешательству сановных фигур, оценивших его талант, Иван Шадр поднялся до высот творческого Олимпа.
Хочется надеяться, что уже в недалёком будущем отношение властей к городским художникам-монументалистам изменится. Гнев сменится на милость, окрики – на взаимовыгодное сотрудничество. И тогда горожане получат новую окружающую среду, вносящую в жизнь больше позитива, гармонии и просто хорошего настроения.