Оценим теперь потенциал банковского сектора в лице Сбербанка и ВТБ. В настоящий момент Сбербанк – несомненный лидер по объемам торгов, разделяя пальму первенства только с «народным достоянием» — Газпромом. Текущие котировки Сбербанка по простым акциям 107-110 руб. с таргетом в 150 руб. на конец 2011 г. В ближайшие 4-5 лет акции Сбербанка будут колебаться в диапазоне 140-180 руб. с возможным последующим снижением до 130 руб.
Основных причин для такого не слишком оптимистического прогноза несколько. Во-первых, основной апсайд по стоимости акций Сбербанка рынком уже выбран, дальнейшие перспективы развития банка не ясны, и даже продажа контрольного (или значительного) пакета акций частным инвесторам и выпуск глобальных депозитарных расписок не приведут к существенному росту бумаг. Разовые выносы акций впоследствии компенсируются логической аргументацией и анализом отчетности банка. Реалии здесь таковы: при вступлении России в ВТО на внутреннем рынке страны появятся крупнейшие мировые игроки банковского сектора, которые составят серьезную конкуренцию Сбербанку.
Второй момент. Основной клиентский контингент Сбербанка – люди старшего поколения и пенсионного возраста.1 Они привыкли к Сбербанку, к его корпоративной культуре с привкусом советской системы, к очередям и низким ставкам по депозитам. С естественной убылью населения и усилением на рынках банковского обслуживания клиентская база Сбера может растаять на 15-20% за 5 лет. В то же время развитие систем электронных платежей и интернет-банкинга снизит приток новых клиентов. И последний момент. При уменьшении доли государства в уставном капитале Сбера будут снижаться и гарантии по возврату крупных сбережений. Отток клиентов и возрастающие издержки банка (только на зарплату каждому члену правления идет свыше 6 млн. руб. ежемесячно) снизят эффективность бизнеса и потянут котировки акций вниз. Что же касается попыток Сбербанка развивать инвестиционный бизнес (за счет покупки компании «Тройка-Диалог») и экспансии в другие страны, то они могут оказаться неудачными. Таково мнение рынка, который отреагировал на информацию о данной покупке определенной распродажей акций.
Что же касается банка ВТБ, то здесь перспективы также не слишком обнадеживающие. Грязное пятно «народного IPO» еще долго будет висеть на банке и отпугивать от него долгосрочных инвесторов из розничного сегмента. Внушительные приобретения Банка Москвы и продажа крупных пакетов из государственных рук в частные не слишком сильно изменит ситуацию (тем более что по Банку Москвы начинают вскрываться весьма нелицеприятные факты). Планы, объявленные А.Костиным на выход к 13,6 коп. за акцию(т.е. цене IPO) в ближайшие год-полтора могут не реализоваться. Вполне возможно, что уровень в 14-15 коп. будет целью на пятилетие. Основания для такого целеполагания в известной мере сходны со сбербанковскими – присоединение к ВТО и усиление на банковском рынке конкуренции – в том числе небольших и более гибких банков, с не вполне качественным менеджментом и снижение эффективности бизнеса из-за чрезмерных бонусов руководству банка, из-за плохих кредитов и списания долгов.
Есть еще одно обстоятельство, на которое следовало бы обратить внимание. Традиционно считается, что у ВТБ сильное инвестиционное подразделение. На мой взгляд, это утверждение спорно. И потом, следует отметить быстрое развитие интернет-трейдинга в среде частных инвесторов. Тенденция к самостоятельной торговле будет в обозримом будущем только усиливаться. Выиграет ли в новых конкурентных условиях ВТБ – большой вопрос.
Сектор металлодобычи, выплавки стали, производства цветных и драгоценных металлов смотрится, казалось бы, неплохо. Восстановительный рост в развитых и развивающихся странах заметно повысил спрос на акции данных эмитентов. Каковы, однако, рыночные потенциалы и смогут ли удвоиться в цене за пятилетие акции Норникеля, НЛМК, ММК, Северстали, Полюсзолота и Полиметалла? Полагаю, что нет. Более того, в случае стагнации в мировой экономике, при годовом росте в 1-2% спад спроса на черные и цветные металлы может вновь проявиться. Как показал опыт последних трех-четырех лет, инвестиции металлургов в США, Италии и даже в Гвинее не дают запланированной прибыли и часто становятся обузой, от которой избавляются с большим облегчением даже при наличии серьезных убытков. Вполне возможно, что достигнутые на сегодняшний день котировки являются если не пиковыми, то, во всяком случае, весьма высокими. Особенно по сравнению с тем, что мы увидим через 5 лет.
Обзор российского рынка акций на предмет поиска компаний с большим потенциалом можно было бы продолжить. Есть ли значительный апсайд в акциях объединенного Телекома или МТС? Каковы перспективы химии, машиностроения, девелоперов, предприятий розничной торговли? Здесь могут быть разные истории, однако идей для существенного роста совсем немного.
Общий вывод таков: перспективных компаний на российском рынке с 3-5 кратным апсайдом на горизонте в 5 лет при текущем уровне цен не просматривается (за исключением, пожалуй, застройщиков). Большинство крупных отечественных акционерных обществ – это предприятия традиционного бизнеса на поздних стадиях жизненного цикла. Завтра они, понятно, не умрут. Однако и динамично расти не смогут. Краткосрочные спекулятивные выносы общую картину не изменят.
Отечественному биржевому рынку срочно нужны инновационные компании малой капитализации (которые впоследствии станут большими). Но как их найти в сырьевой по своей сути экономике? Следует признать, что задача для организаторов биржевого бизнеса непростая. Она требует и новых подходов, и свежих идей, и изменений в инвестиционном законодательстве. Как скоро будет решаться данный вопрос в ближайшие два избирательных года, когда политическим силам будет не до этого, сказать сложно. Не исключено, что решение будет найдено за счет инвестиций в иностранные инновационные компании, через нероссийские биржевые площадки.
Вполне возможно в социальных сетях, во внутрикорпоративных системах внебиржевой торговли или в иных формах будут пробиваться ростки инновационного бизнеса. Станем ли мы свидетелями того, что традиционные биржи будут конфликтовать с электронным внебиржевым рынком, подобно тому, как операторы дальней связи пытаются отжать от бизнеса Skype? Будущее покажет. Тем более, что ждать осталось не так долго.
1 Доля Сбербанка в депозитах – 76% от общего числа, основную часть которых составляют люди от 46 лет со средним специальным и высшим образованием и небольшим доходом, 30% из которых пенсионеры. В тоже время профиль клиента депозитов коммерческих банков выглядит привлекательнее – средний возраст до 45 лет, высшее образование, более обеспеченные люди, почти все пользуются Интернетом и проживают в Москве и городах-миллионщиках. Другие категории клиентов Сбербанка – студенты и «зарплатники», получающие деньги через пластиковую карту и жители села, у которых в связи с развитостью филиальной сети Сбербанка просто нет другого выбора. Прив. по: Финам.Инфо