Одним из наиболее сложных и труднодоказуемых преступлений, совершаемых на биржевых и финансовых рынках, является инсайдерская торговля, основанная на асимметричной информации участников бизнес-процессов. Если одно или несколько лиц, находящихся в сговоре, имеют важную информацию о ценообразующих факторах, недоступную другим участникам рынка, то они становятся на некоторое время монополистами, которые могут воспользоваться своими знаниями для извлечения прибыли.
На основе внутренней (инсайдерской) информации осуществляют торговлю члены советов директоров, должностные лица, чиновники государственных контролирующих или надзорных органов, а также все те, кто имеет доступ к закрытым данным. Очевидно, что зная заранее о слияниях и поглощениях, бай-бэках, бухгалтерских отчетах, статистических данных, планах покупки или продажи конкретных активов, инсайдеры лично или через своих доверенных лиц (в том числе членов семьи) совершают упреждающие действия, позволяющие им своевременно продать или купить определенные акции, товары, валюты или недвижимость. В подобных неблаговидных сделках замечены многие видные политики, предприниматели, чиновники и даже глава ЦБ Швейцарии, который вынужден был уйти в отставку из-за инсайдерской торговли своей супруги.
Недавно образованный российский мегарегулятор на базе Центробанка разработал ряд мер для предотвращения этого преступления. Свои предложения по внесению соответствующих поправок в отечественный закон об инсайде были переданы Службой финансовых рынков (СФР) ЦБ в Государственную Думу. Глава СФР Сергей Швецов надеется, что поправки будут приняты законодателями и это значительно облегчит процедуру доказательства фактов инсайд-трейдинга.
Однако на деле все может оказаться гораздо сложнее, чем представляется в настоящее время. Учитывая опыт работы американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), можно утверждать, что для эффективной борьбы с инсайд-трейдингом потребуются не только расшифровки телефонных переговоров лиц, подозреваемых в данном виде преступлений. СФР ЦБ России потребуется собственная следственная служба, способная автономно вести расследования с участием влиятельных фигур масштаба министров и их заместителей.
Под контроль СФР ЦБ попадут не только крупные чиновники, видные бизнесмены и главы корпораций, но и силовики, располагающие по роду службы закрытыми данными. Надо ли говорить, что прохождение через Госдуму и Совет Федерации таких законопроектов или поправок встретит ожесточенное сопротивление.
Вероятнее всего, инициатива Центробанка не найдет своего законодательного воплощения. Дело ограничится известным компромиссом – СФР ЦБ получит минимальные полномочия, которые на практике окажутся лишь декларацией, а законодатели и лоббисты предложат в ближайшие годы не возвращаться к этой неприятной для них теме.