Пространство предпринимательской культурной среды неоднородно, его составляют тысячи и миллионы отдельных носителей культуры, в число которых входят предприятия, бизнесмены, потребители, саморегулируемые предпринимательские организации, контролирующие и надзорные структуры. В этой разнородной и многоликой массе встречаются различные примеры предпринимательской культуры, начиная от самых примитивных и нецивилизованных до образцов, достойных восхищения и подражания.
Предпринимательская культура проявляется во всех аспектах деятельности отдельного предпринимателя или целого предприятия – во внешнем виде персонала, в одежде, в вежливости или грубости, в чистоте помещений, в запахах, в дизайне и стиле делового общения, в атмосфере доверия или недоброжелательства. Предпринимательская культура одних компаний вызывает желание сотрудничать или работать в таких фирмах, культура же других вызывает неприятие и антипатию.
Все эти внешние проявления предпринимательской культуры являются следствиями тех ценностей и установок, которые составляют основу мировоззрения и жизненного кредо предпринимателей-организаторов данного вида бизнеса.
Основоположники бизнеса, его владельцы и высшие менеджеры стремятся сделать персонал компании единой командой, объединенной общими ценностями, профессиональной этикой и культурой. С этой целью владельцы компании и ее менеджмент строят «государство в государстве», то есть формируют определенный образ компании в сознании окружающих и собственного персонала. Подобно государственному образованию, компания разрабатывает атрибуты своей «государственности» – флаг, гимн, создает собственную «внутреннюю конституцию» (кодекс корпоративной этики) и законодательство (свод правил, штрафов и санкций), имеет свои СМИ (корпоративные газеты, радио, телевидение, интернет-ресурсы), воспитывает персонал в духе патриотизма и преданности компании. Иными словами, руководство компании формирует собственную идентичность и индивидуальность коллектива корпорации, задает эталонное поведение, вводит регламентирующие и нормирующие предписания, поддерживающие установленный порядок.
Формирование команды единомышленников под эгидой единого свода моральных правил – очень древняя традиция. Религиозные, военные, профессиональные и прочие организации используют данный принцип в качестве идеологической скрепы и выработки единообразного мышления с незапамятных времен. Десять заповедей Ветхого Завета, самурайский кодекс Бусидо, профессиональный кодекс врачей и клятва Гиппократа – яркие примеры объединения единомышленников, признающих единые нормы и правила, вводимые формальными или неформальными правилами.
Клятва Гиппократа является для медицинских работников этическим кодексом высшего уровня, который предписывает выполнять свои обязанности честно, воздерживаться от разглашения врачебной тайны, не давать своим пациентам смертельного средства. Основные положения клятвы Гиппократа не утратили своего философского и практического значения до наших дней.
Организаторы современного медицинского бизнеса пытаются заимствовать и использовать опыт морального присоединения и совершенствования в предпринимательских целях:
а) для создания привлекательной предпринимательской культуры внутри коллектива, что, в свою очередь, ведет к улучшению деловой репутации компании;
б) для улучшения управляемости фирмы;
в) для повышения инвестиционной привлекательности и капитализации компании;
г) для формирования позитивного морального климата в компании;
д) для повышения конкурентоспособности компании.
Работу по созданию кодекса корпоративной этики компании, как правило, начинают с выработки общих моральных принципов и правил, которые разделяет большинство сотрудников фирмы. Так, однако, бывает не всегда. Иногда свод общих правил ведения бизнеса вырабатывает основоположник или владелец бизнеса.
Во многих случаях «конституция компании», ее общие этические принципы составляют главную и единственную часть кодекса. Провозглашенные декларации не подкрепляются нормами прямого действия, не оговаривается система санкций и штрафов. Примером кодекса корпоративной этики данного вида может служить свод правил компании «Johnson&Johnson».
Так, кредо компании «Johnson&Johnson», ведущего в мире производителя товаров здравоохранения, подчеркивает иерархию ответственности:
- во-первых, перед клиентами (врачами, медсестрами, больницами, матерями);
- во-вторых, перед сотрудниками;
- в-третьих, перед руководящими сотрудниками;
- в-четвертых, перед обществом в целом и местными сообществами; а в-пятых, перед владельцами акций, «которые должны получать справедливый объем доходов».
Более продвинутое направление представляют собой кодексы развернутого плана. Документы такого типа сходны по своей ориентации с законодательством прямого действия. В них описываются возможные коллизии, например, интересов компании и ее клиентов, указываются формы надлежащего профессионального поведения и разрешения конфликтных ситуаций. Кодексы указанного типа широко используют в своей практике как отдельные компании, так и предпринимательские ассоциации. В этой связи принято различать профессиональные этические кодексы, действующие в рамках объединений и союзов коммерческих организаций, и кодексы корпоративной этики, применяющиеся для отдельных корпораций. Развернутый кодекс рассмотрим на примере многопрофильной компании «P&G» («Проктер энд Гэмбл»). Компания определяет цель своей деятельности как производство товаров высшего качества, улучшающих жизнь потребителей во всем мире. Объявленная цель формирует выбор групп производимых товаров – косметических средств, детских товаров и товаров по уходу за здоровьем. Девиз компании направлен на потребителей: «Мы рядом, чтобы улучшить Вашу жизнь».
В свою очередь, потребители помогают компании занять ведущие позиции по уровню продаж, обеспечивающих процветание бизнеса, что способствует повышению благосостояния работников и акционеров «P&G», а также тех регионов, где живут и работают сотрудники компании.
Принципы «P&G»:
- Мы уважаем личность каждого;
- Интересы компании и работника неразделимы;
- Цели нашей работы четко определены;
- Новаторство – основа нашего успеха;
- Мы активно взаимодействуем с внешним окружением;
- Мы ценим профессионализм;
- Мы стремимся быть лучшими;
- Взаимодействие и взаимопомощь – стиль нашей жизни.
Культура компании. Культура компании «P&G» строится на основных морально-этических ценностях – лидерстве, стремлении к победе, хозяйском отношении, честности и взаимном доверии. Эти ценности не являются чем-то абстрактным, – они определяют действия компании и создают конкурентное преимущество «P&G» .
Основа деятельности компании «P&G» – служение потребителю. «P&G» делает все, чтобы услышать потребителя, узнать его сокровенные нужды и потребности. Это позволяет компании улучшать и совершенствовать выпускаемую продукцию, повышая тем самым доверие потребителей к брэндам «P&G». Всё это было бы невозможно без медицинского персонала, ученых, инженеров, технологов, маркетологов и других специалистов, образующих коллектив «P&G» – основу успеха компании на рынке.
Социально-ответственная компания. «P&G» вносит прямой вклад в «устойчивое развитие», производя продукцию и предоставляя услуги, улучшающие жизнь потребителей в плане здоровья, гигиены и комфорта. Деятельность «P&G» также привносит свою лепту в экономическое и социальное благосостояние целого ряда социальных групп, прежде всего, сотрудников и акционеров компании, а также местных сообществ во всех странах, где работает «P&G». Работая в России, «P&G» оплатила перестройку и оборудование инфекционного корпуса больницы в г. Новомосковске (2,5 млн. долл. США), передала 500 тыс. долл. на закупку современного рентгеновского оборудования, перечислила средства (500 тыс. долл. на строительство физкультурно-спортивного комплекса «Олимп») и т.д.
Для медицинских предпринимательских объединений и союзов в развитых странах наличие профессионального этического кодекса – обязательное правило, так как именно на его основе происходит принятие в объединение новых членов или исключение скомпрометировавших себя и ассоциацию лиц.
Для иллюстрации содержательной части профессиональных этических кодексов приведем выдержки из свода правил национальных медицинских ассоциаций и объединений. К медицинскому персоналу предъявляются следующие требования:
- интересы пациента должны иметь наивысший приоритет при проведении любого лечения;
- все рекомендации, даваемые врачом пациенту, должны быть основаны на тщательном анализе информации о симптомах и протекании болезни;
- учитывая некомпетентность пациента, врачу следует воздерживаться от назначения излишних процедур и диагностики с целью взимания дополнительной платы;
- все без исключения методы привлечения пациентов и ведения дел должны быть заслуживающими общественного уважения и доверия;
- поддержание профессиональных знаний на высоком уровне и их постоянное совершенствование – вопрос профессиональной чести медицинского персонала.
Кроме того, профессиональные медицинские ассоциации и объединения обладают правами по наложению штрафов, по вынесению требований и предупреждений, а также приостановке членства и исключению (что влечет за собой практическую невозможность профессиональной деятельности на рынке оказания медицинских услуг).
Частью предпринимательской культуры саморегулируемых медицинских союзов и ассоциаций является контроль за соблюдением этических норм, принятых в деловой практике. С целью осуществления контроля за поведением членов предпринимательского объединения или ассоциации, уставными документами последних предусматривается создание специальных комиссий по деловой этике, которые рассматривают соответствующие вопросы. Наряду с комиссиями по деловой этике во многих предпринимательских объединениях и союзах функционируют суды чести, которые занимаются рассмотрением дел о проступках членов союзов с вынесением компетентного решения.
Следует отметить, что суды чести не претендуют на полномочия судов общей юрисдикции; они не рассматривают дела, касающиеся уголовных или административных правонарушений. Предмет их ведения – рассмотрение поведения членов медицинских объединений сквозь призму кодексов профессиональной этики: честно ли поступил тот или иной частнопрактикующий врач или представитель медицинского бизнеса в конкретной хозяйственной ситуации, соответствуют ли его действия сложившимся обычаям и традициям в лечебном деле.
Но не только медицинское бизнес-сообщество осуществляет контроль за состоянием предпринимательской культуры и соблюдением норм формального и неформального коммерческого права. Эту функцию поддерживают также общественные и государственные организации (например, общество защиты прав потребителей), газеты и журналы, электронные СМИ (публикующие соответствующие материалы и рейтинги), а также правоохранительные органы.
Однако контроль указанных видов все же уступает по своей эффективности контролю со стороны организаторов медицинского бизнеса и всего врачебного сообщества. И дело здесь не только в том, что предпринимательский контроль – превентивный инструмент, а государственный и потребительский работает в основном постфактум (после сделанного).
Предпринимательский контроль является более действенным в том смысле, что препятствует злонамеренным манипуляциям на стадии замысла, когда созданию некачественного или опасного продукта противостоят этические принципы, совесть врача, всего предпринимательского коллектива. Высокая предпринимательская культура смещает приоритеты с параметра получения прибыли любой ценой до критериев полезности и востребованности своего труда, гордости за сделанную работу, свой коллектив и свою торговую марку.