Экономические отношения в области здравоохранения сложны и многообразны; в этих отношениях участвует множество лечебных учреждений, организаций и частных клиник, частнопрактикующих врачей, государственных управленческих и надзорных структур, пациентов, желающих улучшить свое здоровье. У всех этих лиц имеются свои собственные экономические интересы и свои цели, которые могут не совпадать и даже радикальным образом отличаться друг от друга.
Рассмотрение всего многообразия хозяйственных отношений в сфере здравоохранения невозможно без определенной классификации субъектов экономической деятельности, выделения укрупненных групп участников рынков медицинских услуг, а также инфраструктуры медицинской отрасли.
Осуществлять такую классификацию наиболее целесообразно по принципу выделения потребностей и хозяйственных интересов основных категорий участников социально-экономических отношений. Кроме того, подразделим всех участников на производителей и потребителей медицинских услуг, препаратов и информации. Подобное упорядочивание основных операторов, действующих в системе здравоохранения, поможет нам более точно определить понятие медицинского бизнеса, его роль и место в данной отрасли.
Введем в рассмотрение понятие индустрии здравоохранения, под которой будем понимать всю совокупность участников экономических отношений в области медицины – продавцов и покупателей медицинской продукции и услуг, поставщиков и потребителей медицинской информации, регулирующие и саморегулирующие органы, бизнес-структуры, государственные предприятия и общественные объединения (см. рис.2.1).
Индустрия здоровья включает в себя множество операторов, которые обслуживают те или иные потребности государства, общества, отдельных индивидов. И если государство обеспечивает общественные потребности в сфере здравоохранения в основном товарами типа publicgoods (потребляемыми коллективно), то частный медицинский бизнес обслуживает сектор платежеспособных клиентов, имеющих возможность оплачивать высококачественные медицинские услуги из личных средств.
Лечащие врачи и клинические учреждения, стационары и диагностические центры непосредственным образом обслуживают потребности пациентов, желающих улучшить свое здоровье. Вокруг этой группы участников индустрии здоровья образуется ареал предприятий, обслуживающих интересы производителей медицинских услуг. К этой когорте относятся предприятия фармацевтической отрасли, учреждения медицинского образования, научно-исследовательские организации, производители медицинского оборудования, фирмы-посредники и консультанты, предприятия медицинского страхования, специализированные СМИ.
Рассмотрим в ниже наиболее распространенные формы медицинского бизнеса.