Одним из важнейших видов лечебно-профилактической помощи населению является санаторно-курортное лечение, которое основывается на преимущественном использовании естественных лечебных факторов – климата, минеральных и термических вод, морских купаний, лечебных грязей и проч. В комплекс факторов санаторно-курортного лечения входят также психологические аспекты: перемена обстановки и выключение больного из привычных условий труда и быта, особенности природных условий и ландшафта курортов, общение с новыми людьми.
Большинство санаторных учреждений и профилакториев осуществляют свою деятельность на коммерческих принципах, предоставляя всем желающим медицинские услуги на возмездной основе. Целевыми группами потребителей услуг санаторно-курортного комплекса являются пациенты, проходящие реабилитационный период, дети и пожилые люди, нуждающиеся в отдыхе и обследовании; работники, трудящиеся во вредных и опасных условиях, а также в районах крайнего севера.
Весьма привлекательны санаторно-курортные заведения и для людей среднего возраста – здесь можно отдохнуть, обнаружить заболевание на ранней стадии его протекания, получить необходимую консультацию специалиста и рекомендации по профилактике заболеваний.
Потребности населения в отдыхе в сочетании с лечебно-профилактическими мероприятиями, обеспечивает санаторно-курортный комплекс. Успешный бизнес в данной сфере обеспечивается за счет следующих факторов:
- санаторно-курортные учреждения обладают уникальными конкурентными преимуществами по сравнению с прочими формами отдыха и досуга (в виде климатических, ландшафтных, исторических и иных особенностей той или иной местности);
- предприятия санаторно-курортного комплекса предоставляют своим клиентам широкий набор услуг по массажу, физиотерапии, мануальной терапии, ингаляции, лазеропунктуры, водолечению;
- располагая специальным диагностическим и медицинским оборудованием, санатории и профилактории предоставляют особые виды лечения, коррекции веса, опорно-мышечного аппарата, нервной системы;
- в условиях санаторно-курортного лечения отдыхающих приобщают к здоровому образу жизни, спортивным играм и правильному питанию. В распоряжении многих современных санаториев имеются тренажерные залы и фитнес-центры для занятий аэробикой, различными видами двигательной активности и оздоровительной физкультурой;
- в комплекс услуг санаториев, как правило, включаются всевозможные консультации по широкому кругу заболеваний и их профилактике.
Все вышеперечисленные услуги, предоставляемые предприятиями санаторно-курортного бизнеса, весьма привлекательны для отдыхающих. Некоторые санатории становятся настолько популярными, что создают целые потоки «медицинского туризма», которые придают импульс к развитию не только санаторно-курортных учреждений и их инфраструктуры, но и смежным отраслям бизнеса – экскурсионному, сувенирному, ресторанному, развлекательному и многому другому.
В развитии санаторно-курортного комплекса и «медицинского туризма» весьма заинтересованы местные и центральные власти, так как указанные виды деятельности создают новые рабочие места, повышают налоговые поступления в бюджеты всех уровней, увеличивают благосостояние граждан данной местности.
Перечисленными нами выше видами предпринимательской деятельности медицинский бизнес не исчерпывается. Необходимо также упомянуть и некоторые другие значимые направления коммерции в сфере здравоохранения.
Медицинский бизнес в сфере СМИ. Производством и распространением специализированной информации занимается целая отрасль медицинского бизнеса, включающая в себя издательское дело (книги, газеты, журналы), телевизионные и радиопрограммы, Интернет-ресурсы. Эта обширная область предпринимательской деятельности динамично развивается, занимая с каждым годом все больший сегмент на рынках здравоохранения.
Коммерческое медицинское образование. Во многих странах мира среднее профессиональное, высшее и послевузовское образование в области медицины только платное. При этом, чем выше качество обучения и востребованность выпускников, тем выше плата в данном учебном заведении. В России полностью платным является только послевузовское и второе высшее образование. Первое высшее образование около половины студентов получает за счет бюджетных средств.
Разработка, производство и поставки медицинского оборудования. Отрасль здравоохранения становится с каждым годом все более технологичной и капиталоемкой. Современная медицина требует все более совершенной техники, оборудования, аппаратного и программного обеспечения. Разработкой и поставкой на рынок медтехники и оригинального оборудования занимаются компании, которые объединены ныне в специальную подотрасль здравоохранения.
Консалтинговый и посреднический бизнес. Период расцвета переживает в настоящее время медицинский консалтинг, маркетинг, научная и исследовательская деятельность в сфере здравоохранения. Постоянное обновление отрасли, ее модернизация и реструктурирование требуют новых управленческих и маркетинговых схем, текущего мониторинга медицинских рынков, прогнозирования путей и динамики их развития. Связующим звеном между производителями и конечными потребителями становятся консалтинговые, исследовательские и посреднические предприятия, которые выполняют функцию «смазки в приводных колесах рынка». Благодаря невидимой работе специалистов этих компаний совершенствуется работа всех субъектов индустрии здравоохранения, налаживаются кооперационные связи между участниками рынка, совершенствуется взаимодействие между государством и бизнесом.