Мировая индустрия кино за последние десятилетия претерпела большие качественные изменения. Благодаря глобализации экономических отношений и появлению новых информационных технологий кинобизнес стал значительно более масштабным и массовым, сложным и многоплановым.
С развитием инфраструктуры кино, появлением сетей мультиплексорных кинотеатров и каналов продвижения кинопродуктов через телевидение, интернет, DVD и прочие носители информации, существенно расширилась зрительская аудитория и соответствующие объемы рынков. Значение кино вышло далеко за пределы только лишь культурного, воспитательного и досугового значения. Ныне это крупный бизнес, сопоставимый по своему значению с крупнейшими отраслями производственной деятельности. Так, совокупный доход Голливуда от продажи произведенной продукции, экспортируемой за пределы США, сопоставим по своему объему с доходами, получаемыми странами – крупнейшими экспортерами нефти. В одном только Китае американские кинофильмы за год собирают до 1,5 млрд. долл. При этом следует отметить, что нефть является невоспроизводимым ресурсом, запасы которого со временем истощаются, а кинопродукт – предмет творчества и таланта участников киноиндустрии – является ресурсом воспроизводимым, который к тому же можно использовать многократно.
Интерес к кино как к бизнесу в последнее время возрастает во многих сегментах рынка. Динамично растет численность кинотеатров, специализированных компаний по производству художественных и анимационных фильмов, компьютерных фирм, занимающихся обработкой изображений и созданием спецэффектов. Возрастает также количество наименований фильмов в годовом исчислении, персонала, занятого в производстве и продаже кинопродукта.
Изменяясь количественно и качественно, индустрия кино вступает в эру жесткой конкуренции за зрителя, за материальные, кадровые, интеллектуальные и финансовые ресурсы. Успех или неудача в киноиндустрии определяется теперь не только талантом режиссера или исполнительским мастерством актеров. Кино как коммерческий продукт требует использования таких типичных для бизнеса инструментов, как маркетинг, реклама, пиар, исследований рынка и потребительских предпочтений. Парадокс ситуации заключается в том, что даже высокохудожественное и талантливо сделанное кино может быть без надлежащего продвижения неуспешным и некассовым. В то же время фильмы с невысокими художественными и нравственными характеристиками, но насыщенные спецэффектами, могут приносить сверхдоходы своим создателям.
С момента своего возникновения в декабре 1895 г., когда в парижском салоне «Гран – кафе» на бульваре Капуцинов состоялся первый публичный киносеанс, кинематограф сразу же привлек к себе внимание многих предпринимателей. Возможности нового вида искусства выглядели весьма привлекательными: по степени своего воздействия на зрителя, по эмоциональному накалу, трюкам и способам передачи впечатлений кино не имело себе равных. Уже первые киносюжеты с прибытием поезда и поливальщиком вызвали огромную волну обсуждений и зрительского интереса, продемонстрировали благоприятные перспективы кино с точки зрения коммерческого предприятия.
Появившись как техническая новинка, кино стало быстро распространяться во многих странах мира благодаря своим возможностям и большой массе популяризаторов и предпринимателей (часто выступавших в одном лице), пытавшихся реализовать коммерческий потенциал кинематографа.
В период немого кино производство документальных и художественных фильмов стоило относительно недорого. Поэтому производить кинопродукцию стали многие специализированные предприятия и студии не только во Франции, на родине кино, но и в других странах мира.
Еще более привлекательной для малого и среднего бизнеса оказалась сфера кинопроката. Вложив денежные средства в проекционного оборудование и кинозалы, их владельцы довольно быстро окупали сделанные инвестиции за счет демонстрации зрителям новых кинолент. С развитием массового производства кинотехники проекционные аппараты стали достаточно дешевыми и надежными, что позволило многим частным предпринимателям приобретать или арендовать их. Перемещаясь по всем мало-мальски крупным населенным пунктам, представители частного бизнеса организовывали показы кинолент на принципах самоокупаемости.
Популярность кино привела к быстрому распространению этого вида искусства и бизнеса по многим странам и континентам. И если до первой мировой войны около 85% всей мировой кинопродукции производилось во Франции, то в последующие годы ситуация стала динамично меняться. Центр кинопроизводства стал постепенно смещаться в США, не затронутых военными действиями и не стесненных в денежных средствах. Возникают также центры киноиндустрии в России, Германии, Италии, Индии.
Социальная, культурная и экономическая обстановка наложила свой неизгладимый отпечаток на индустрию кино в каждом из отмеченных национальных центров. Европейское кино в 1920-1930-е гг. развивалось менее динамично, нежели американское – сказывались последствия первой мировой войны как в экономическом, так и в политическом плане. В России к власти пришли коммунисты и кинобизнес был фактически ликвидирован по идеологическим соображениям. В Германии и Италии фашистские режимы также делали кино тоталитарным – предпринимательство и творчество в киносфере были в значительной степени ограничены.
Индийскому кино явно не хватало средств на развитие национального кинопроизводства. Проблемы колониальной зависимости и нищеты большинства населения сдерживали подъем индийского кинобизнеса.
Вместе с тем необходимо отметить, что именно в первой трети ХХ века были заложены основы для формирования различных схем кинопроизводства, отлажены в общих чертах способы управления бизнес-процессами в киноиндустрии. Всесторонне были апробированы режиссерская, спонсорская, продюсерская и государственная модели производства кинопродукта, отработаны методы взаимодействия с заказчиками и инвесторами в лице властных структур или частных компаний.
После второй мировой войны лидирующие позиции в мировом кинобизнесе безоговорочно занял Голливуд. Экспансия американских фильмов за пределы США позволила значительно повысить эффективность национального кинопроизводства, распространить влияние голливудской продукции практически по всему миру. Позитивное восприятие американских кинофильмов другими культурами достигалось за счет продуманной сюжетной линии, правильной маркетинговой стратегии и более совершенного технического обеспечения процесса кинопроизводства.
Страны социалистической системы противостояли американскому и западному кинобизнесу по двум основным направлениям:
— во-первых, используя классические схемы протекционизма, запрещая или существенно ограничивая показ на своей территории идеологически чуждых кинофильмов;
— во-вторых, применяя бюджетные механизмы финансирования кинопроизводства и кинопроката, основной акцент делали на воспитательную и идеологическую функцию кино, рассматривая коммерческую составляющую как явно вторичный по значимости элемент.
Многолетнее противостояние западного кино, ориентированного на рыночные принципы финансирования и самоокупаемости и социалистического, пропаганди-рующего высокие нравственные идеалы и отвергающего секс, насилие и «свободный» образ жизни, выявило конкурентные преимущества коммерческого кино, которое давало значительно большие сборы. Социалистическое и советское кино было представлено в мировом прокате очень узко и по доходности не могло сравниться с американскими вестернами, комедиями и мелодрамами.
В начале 1990-х гг. система социалистических государств прекратила свое существование, в связи с чем вопрос о соотношении коммерческого и поддерживаемого государством кино на какое-то время потерял свою остроту.
Новый этап в развитии экономики кино наступил с массовым внедрением в процессы кинопроизводства и распространения фильмов компьютеров и цифровых технологий. Компьютеризация всех стадий процессов кинопроизводства и кинобизнеса сделала изображение и звук более реалистичным и качественным, позволила достичь таких спецэффектов, о которых ранее можно было только мечтать. При этом технологии производства анимационных и художественных фильмов настолько усовершенствовались, что стало возможным вводить в кино полностью виртуальные персонажи.
В последние десятилетия в значительной степени модернизировались и бизнес-технологии копирования, распространения, рекламы и маркетинга кинопродукта. К кинотеатрам и открытым площадкам просмотра кино добавились такие инструменты, как телевидение, DVD и флэш-носители, интернет-сайты и виртуальные магазины видеодисков. Ныне уже не составляет никакой проблемы посмотреть кинофильм прямо с экрана своего мобильного телефона или коммуникатора. Все это увеличило объемы кинобизнеса в кратном размере.
В то же время необычайно большой размах приобрела проблема пиратства и торговли контрафактной продукцией на рынках проката и продажи фильмов в розничной торговле. Легальной киноиндустрии от деятельности пиратов наносится колоссальный ущерб, оцениваемый ежегодно в суммы от 15 до 25 млрд. долл.
Глобализация и упрощение доступа к мировым ресурсам кино в определенной мере обострило конкуренцию на кинорынках. Крупнейшие производители кинопродукта поставляют на рынок по несколько сотен фильмов в год (так, только индийские производители поставляют на рынок до 900 кинокартин в год) в сегментах комедий, боевиков, триллеров, мелодрам, документально и анимационного кино. В такой огромной массе разнообразных кинокартин известными и окупаемыми становятся не более 5-7% фильмов. Такие факты позволяют говорить о кинобизнесе как высокорисковом предпринимательстве, осуществляемом на насыщенных и конкурентных рынках.