Промышленный туризм как система гостеприимства, познавательной деятельности и бизнеса, обладает своими специфическими особенностями. Они проявляются по нескольким основным направлениям.
Во-первых, промышленный туризм является фактором формирования человеческого капитала в части усвоения ценностей прогресса, науки, технологий и инноваций. Известно, что человек в своих действиях руководствуется мыслительными конструкциями, воспоминаниями, традициями и обычаями той среды, в которой он какое-то время пребывает. Знания и визуальные образы, которые получают туристы и экскурсанты на предприятиях промышленности и сервиса, в фермерских хозяйствах, в пищевом и энергетическом бизнесе, занимают особое место в сознании. Пребывание под одной крышей с людьми, участвующими в технологическом процессе, гораздо прочнее укореняется в сознании, поскольку связано с необычными условиями, новыми впечатлениями, ощущениями, запахами, микроклиматом.
Посещение студенческими коллективами и школьными классами дизайнерских, маркетинговых, диспетчерских отделов, сборочных производств с роботизированными комплексами (например, на АвтоВАЗе), приводит к пробуждению интереса к той или иной профессии – инженера, наладчика, монтажника, дизайнера, IT-специалиста. В сердца детей и юношества закладывается любовь к техническому конструированию, математическому моделированию, творческому мышлению, усвоению знаний технических и экономических наук.
В данном аспекте мы замечаем явное отличие промышленного туризма от таких, казалось бы, сходных направлений, как пляжный и курортный туризм, которые мало связаны с познавательной и образовательной деятельностью.
Конечно, в известной мере промышленный туризм с физическими турами может быть заменён просмотрами соответствующих телепередач (по типу транслируемых каналом «Дискавери» — «Как это работает?»), или же виртуальными путешествиями по предприятиям. Однако личное присутствие даёт гораздо более ёмкие и яркие впечатления, оставляет в памяти неизгладимые воспоминания.
Второй момент, на котором следует сфокусировать внимание – это экологический и природоохранный аспект. Известно, что в настоящее время по всему миру растёт влияние «зелёных», которые имеют свои политические партии и международные объединения на всех континентах. По мере роста уровня жизни и благосостояния люди начинают всё большее внимание уделять защите окружающей среды, сохранению воздушного и водного бассейна, уменьшению промышленных выбросов и индустриальных шумов, свалок бытовых и промышленных отходов, радиационному загрязнению, выбросов окиси углерода, ведущего к глобальному изменению климата.
Предприятия индустриального и транспортного сектора, являющиеся принимающей стороной в системе промышленного туризма, с помощью экскурсантов и туристов могут показать свою безопасность в части экологии, в переработке отходов, в защите окружающей среды посредством инноваций (технических, управленческих, организационных, рекуперационных). Увидеть своими глазами безотходное производства, тару и упаковку с заданными свойствами, чистую воду после прохождения системы промышленной очистки – всё это лучшая реклама для предприятий из многих сфер бизнеса.
Третий момент связан не только с увеличением кругозора, знанием собственной истории экономики, но и с самим турбизнесом. По своей сути промышленный туризм – очень хороший инструмент для стартапов, так как не требует существенных инвестиций в виде первоначального капитала. Экскурсоводу или инструктору, работающим на условиях индивидуального предпринимательства, нужны, в первую очередь, знания и умение работать с людьми. Именно это и является их базовым капиталом, который начинает со временем генерировать прибыль.
Наконец, представим главный аргумент, который играет не меньшую, а в отдельных случаях и гораздо большую роль, чем перечисленные выше особенности промышленного туризма. Посещение индустриальных объектов, действующих и заброшенных заводов, надземных и подземных коммуникаций, сравнение их со старыми фотографиями и рассказами родственников о этих предприятиях, делают из туристов и пассивных экскурсантов настоящих исследователей, которые начинают заниматься собственными изысканиями, выдвижением теорий и гипотез, написанием статей, обзоров, аналитических материалов. Из шинели «промышленных туристов» выходят будущие исследователи, учёные, краеведы.
Корпоративная память в системе PR-мероприятий