Дефиниция промышленный туризм в самой простой трактовке означает посещение туристами и экскурсантами объектов бизнеса, где производится самая разнообразная продукция, начиная от продуктов питания и заканчивая атомными электростанциями и космодромами.
Вроде бы, ничего сложного в данном определении нет – всё интуитивно понятно и не вызывает сложностей в понимании. Однако на самом деле не всё так просто. Промышленный туризм не является частью туристической отрасли, если люди выезжают на местные предприятия. Пребывание внутри города или региона и посещение промышленных объектов с познавательными целями не будет считаться туризмом, если люди не выезжают за пределы населённого пункта или региона на срок, превышающий 24 часа. Такие скоротечные походы или поездки считаются экскурсиями, и, по определению, не входят в состав туристической отрасли. А значит, в статистику туризма экскурсии не входят ни по стоимостным, ни по физическим показателям.
Другое дело, если люди выезжают с познавательными целями на несколько дней или недель в пределах своей страны (например, на винный завод в Абрау-Дюрсо), или же за пределы государства (скажем, в зарубежные туры с посещением голландских сыроварен, немецких пивных производств, швейцарских часовых заводов, японских автосборочных предприятий или чего-либо ещё). Тогда промышленный туризм становится полноправным сегментом познавательного и развлекательного туризма, который чаще всего дополняется пляжным отдыхом и культурно-экскурсионной программой.
Таким образом, мы выяснили, что время и пространство пребывания являются ключевыми факторами для включения или невключения промышленного туризма в общую структуру туристической отрасли.
Второй момент, который нам также следует упомянуть – это современное понимание промышленного туризма, который ведёт своё название с тех времён, когда посещения гостей касались, в основном, производственных компаний, которые изготавливали какой-либо физически существующий продукт – конфеты, автомобили, напитки, бытовую технику.
Однако с тех пор интересы людей изменились – они хотят знать больше не только о производственных технологиях, но и о фермерских хозяйствах, выращивающих экзотических животных, о дизайнерских и рекламных фирмах, о функционировании образовательных и спортивных организаций, о работе законодательной власти и местных администраций. В последние годы некоторыми турфирмами стали проводиться туры даже по тюрьмам и концлагерям (где желающим предлагают провести некоторое время в застенках для полноты ощущений).
Таким образом, термин «промышленный туризм» оказывается слишком узким для обозначения разнообразных объектов посещения. Но термин устоялся, и пока является общеупотребительным.
Нельзя оставить вне поля рассмотрения и тот факт, что наряду с дефиницией «промышленный туризм» используются аналогичные по смыслу термины – индустриальный туризм, деловой туризм, бизнес-туризм. Эти категории нельзя смешивать, каждая из них имеет собственную трактовку и смысловое наполнение – об этом мы поговорим немного позже. Сейчас же добавим, что в связи с развитием информационных технологий, следует различать виртуальный и физический (офлайновый) промышленный туризм. Особенно широкое распространение получили в последние годы виртуальные промышленные выставки и трейд-шоу, которые экономят участникам массу времени и денег.