Жизненные цели как исходный момент
Прежде чем раскрыть суть учения гедонизма, следует сказать несколько слов о жизненных целях людей. Для чего мы живём, что в нашей жизни главное? Сейчас, как и в далёком прошлом, на этот счёт много мнений. Значительное число людей во всём мире считает, что если мы живём в капиталистической, рыночной системе, где всё имеет свою цену, главное — это заработать деньги и после этого жить в своё удовольствие, путешествовать, посещать интересные места, ходить на концерты и в театры, хорошо питаться, потреблять только лучшие товары и услуги, жить в роскошном доме, купить личный самолёт, яхту или даже футбольную команду. Так живут олигархи и миллионеры, которые достигли вершин материального благосостояния. Таким образом, человеческое счастье измеряется деньгами, на которые можно купить всё необходимое.
Ну нет — говорят другие, главное — это справедливость. Когда у одних людей всего с избытком, а у других не хватает средств даже на еду и одежду, это общество нельзя назвать здоровым. В нём никогда не будет личной безопасности, поскольку бедные будут ненавидеть богатых и при каждом удобном случае будут их грабить и унижать. Естественной реакцией со стороны богатых будет взаимная неприязнь и пренебрежение.
Но, может быть, цель и счастье человека в поиске Бога, в добродетели, нестяжательстве? Именно так — считает какая-то часть людей на всех континентах. Честно трудиться и не отвечать на зло насилием — вот главные цели жизни по Льву Толстому и Махатме Ганди.
Всё гораздо проще и прозаичнее — считают многие женщины Земли. Цель жизни — хорошая семья, воспитание детей, времяпрепровождение с мужем и родственниками, приготовление пищи, каждодневное общение, поддержание здоровья каждого, подлинная взаимопомощь, любовь и уважение.
Как-то это всё мелковато и слишком буднично, считают пассионарии, люди энергичные и деятельные. Цели должны быть большими и порой недостижимыми — такими, как покорение космоса, познание истины, научные открытия, избавление человечества от болезней, нищеты, голода и прозябания. Построение нового общества с практически неограниченными возможностями — вот достойные цели в политике, экономике, общественных отношениях. В этом смысл жизни, счастье, идеалы человечества.
Из истории становления гедонизма
О том, что счастье, веселье, хорошее настроение, развлечения является целью человеческой жизни говорил основоположник гедонизма (от слова гедоне — наслаждение, веселье, удовольствие) Аристипп.
Сам Аристипп вёл богемный образ жизни, принимал деньги от своих учеников и почитателей, жил согласно своим философским принципам. Его учение имело большой успех у многих состоятельных и амбициозных граждан того времени, поскольку внутренне понятно каждому. Есть деньги, которые представляют собой «чеканную свободу», на них можно купить все доступные удовольствия, всё то, что делает тебя счастливым.
Что же это за учение — скажет удивлённый читатель, — сплошной примитив. Просто мультяшный дядюшка Скрудж, который ныряет в деньги и наслаждается этим действом. В этом ли счастье?
Вовсе нет, объясняет свою позицию Аристапп. Удовольствие можно получать не только от приобретения и траты денег на вина, гетер, дворцы и пиры. Духовным, ни с чем несравнимым удовольствием является наслаждение от занятий философией, от спортивных побед, от написания научных трудов, от общественного признания, от исторической значимости своей личности. Поскольку у Аристиппа была семья, он признавал семейное счастье, радость от воспитания детей. То есть его учение не было чисто утилитарным, оправдывающим получение денег любыми средствами. Счастье, по мнению Аристиппа, достигалось за счёт материальных и духовных удовольствий.
Создание модели хомо экономикус
На основании учения гедонистов в XIX веке учёными была создана модель хомо экономикус (человека экономического), которая была призвана объяснить поведение как отдельных индивидов, так и больших человеческих сообществ. Эти разработчики получили наименование маржиналистов или австрийской экономической школы. Карл Менгер и его ученики заявили, что трудовая теория стоимости Адама Смита и Давида Рикардо слишком умозрительна и для практических исследований практически не пригодна Её следует заменить на теорию предельной полезности с человеком экономическим в сердцевине.
Что это за человек экономический? Всё очень просто. Согласно гедонизму, любой человек стремится максимизировать свои доходы и минимизировать потери, а полученные деньги тратить таким образом, чтобы получать от каждой единицы купленного товара наибольшую полезность.
Эти подходы маржиналисты дополнили положением о том, что каждая человеческая потребность понижается по мере её удовлетворения.
Система маржиналистов и модель хомо экономикус выглядела довольно привлекательно и понятно. Сложности вызывала лишь категория полезности, которую трудно в чём-то измерять Это как боль, которая есть, но непонятно, в каких единицах её измерять. Решили перейти к относительным единицам и т.н. кривым безразличия.
В целом модель хомо экономикус широко используется ныне в маркетинговых и хозяйственных исследованиях, даёт исследователям хорошие результаты. Но слабые стороны этой модели тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Российские ценности и гедонизм
Теперь проследим связь между гедонизмом и ценностями современного российского общества. Насколько глубоко, говоря словами Льва Толстого, «скотский гедонизм» проник в сознание и экономическое поведение нашего народа. По ощущениям внутреннего наблюдателя кажется, что россияне почти не отличаются от европейцев или американцев по своим ценностям и психологическим особенностям. Но более детальные и глубинные исследования на протяжении многих лет дают иные результаты.
Обратимся к данным ВЦИОМ, который приводит результаты опросов россиян за последние 15 лет (с 2005 по 2020 гг.).
Оказывается, что материальное положение индивидов и их семей стоит лишь на четвёртом месте в системе ценностей россиян. Причём количество лиц, для которых это очень важно, сократилось с 84% в 2005 г. до 73% в 2020 г.
На первом месте в системе ценностей россиян стоят здоровье опрошенных и членов их семей (очень важно — 89-95%), отношения в семье (80-92%), безопасность личности и семьи (80-85%).
Как видим, ценность денег и материальных благ для наших сограждан довольно велика, но не является преобладающей.