Потребности читательской аудитории

Начинающему свое литературное творчество писателю необходимо представлять ту читательскую аудиторию, которой будут интересны его произведения. Причем немаловажным фактором является и то обстоятельство, готовы ли будут читатели платить за написанные автором произведения (а если готовы, то сколько).

Самая большая ошибка писателя – считать, что его произведения будут интересны всем – старикам и молодым, юношам и девушкам, школьникам и студентам, соотечественникам и иностранцам, гуманитариям и представителям технических профессий. В повседневной жизни так не бывает. Читатели всегда подразделяются по группам интересов: кому-то нравится любовный роман, кому-то мистика, а кто-то увлечен литературой о скульптуре или живописи.

Потребности людей при выборе темы для чтения весьма разнообразны. Начнем с того, что чтение для весьма значительных контингентов читателей (среди которых преобладают женщины) – это желание интеллектуального досуга. Читатели, привыкшие брать в руки книгу на ночь, в свободную минуту или в выходной день, желают найти в ней интересный сюжет, который возбуждал бы их воображение, воспоминания, давал пищу для сопереживания и последующего обсуждения в кругу знакомых и близких.

Данная категория читателей получает эстетическое удовольствие от чтения произведений на определенную тему; их главная цель – отвлечение от забот повседневности, переживание за героев, приятное времяпрепровождение. Как правило, читатели из этого сегмента любят бумажные книги и журналы, электронные ридеры пока только начинают завоевывать здесь признание. Читать же книги с экрана ноутбука или настольного компьютера нравится далеко не всем читателям.

Вторую обширную читательскую аудиторию представляют школьники, учащиеся различных колледжей, институтов повышения квалификации, студенты, аспиранты и преподаватели. У этих людей иные потребности к чтению; они читают потому, что это задали в учебном заведении для написания реферата, курсовой, дипломной работы, доклада или диссертации. Интерес к произведению автора на этом направлении чисто утилитарный – надо быстренько набрать из разных источников материал на заданную тему, затем отчитаться и больше к данной теме не возвращаться.

По численности категория обучающихся читателей не менее обширная, чем описанный ранее сегмент любителей домашнего чтения (или чтения в дороге или в пробках). Однако между ними имеются существенные различия. Если любители домашнего чтения чаще покупают книги, чем берут их в библиотеках или у знакомых, то со студентами, аспирантами и школьниками все не так. Они достаточно редко покупают необходимые им книги. Традиционно различные категории учащиеся молодежи пытаются найти нужную информацию в Интернете. Причем, по преимуществу, находящуюся в свободном доступе. Почти все платные материалы игнорируются.

Таким образом, начинающему писателю следует принимать во внимание тот факт, что не все категории читателей равноценны с точки зрения получения дохода. Причем зачастую более высокие доходы дает теневое писательство, когда авторы трудятся на ниве написания дипломных работ, курсовых и диссертаций на заказ. Студенты и диссертанты, располагающие соответствующими денежными средствами, не хотят тратить время на кропотливую работу и просто заказывают ее авторам, которые в состоянии написать требуемое произведение быстро и относительно качественно. То же самое можно сказать и о «литературных неграх», о которых мы еще поговорим ниже.

Мы не будем углубляться в нишевые потребности читателей, предпочитающих, например, книги об автомобилях, спорте, бизнесе, поварскому искусству или деревообработке. В этих сегментах спрос существует, однако он, как правило, точечный и продать тираж даже в 5 тыс. экземпляров бывает непросто. Иногда на это уходит 3-4 года.

Рассматривая потребности читателей, мы не можем не коснуться вопроса оформления книг. Зачастую книги покупают не только для личного пользования, но и в качестве подарка. В последнем случае к качеству художественного оформления книги предъявляются повышенные требования – это касается и обложки книги, и используемого сорта бумаги, и работы художника-иллюстратора.

Обычно издатели не консультируются с начинающими писателями по поводу дизайна обложки и книги, ее формата и качества бумаги. Это происходит потому, что авторы хотели бы максимального улучшения всех параметров издания, что естественным образом сказывается на увеличении розничной цены. Издатели же, напротив, стремятся к снижению коммерческих рисков и уменьшению затрат на публикацию книги. Поэтому все издержки на «непроизводительные расходы», к коим относится работа дизайнеров, художников-оформителей, стоимость бумаги и типографских расходов, подлежат всяческому урезанию.

Здесь, правда, возможны варианты. Если автор, например, поэтического сборника, настаивает на работе художника-иллюстратора, который бы привнес на страницы книги элементы образности и позитивного восприятия, то издатели могут пойти на компромисс, произведя соответствующее уменьшение авторского гонорара.

Следует отметить тенденцию последнего десятилетия, связанную с постепенным переходом книг, газет и журналов в виртуальное пространство. Тиражи книг в последние годы неуклонно сокращаются средним темпом в 10% в год. Издательства вынуждены либо перестраивать свою работу с авторами и книготорговлей, либо уходить с рынка.

Потребности читателей при этом по части выбора литературы меняются незначительно. Все также пользуются спросом книги о семье, детях, здоровье, о любви. По-прежнему велик интерес к экономике, бизнесу, менеджменту, психологии, политике, культуре, искусству.

Огромное количество читателей привлекают новостные интернет-ресурсы, рассказывающие о необычайных происшествиях, событиях из жизни звезд шоу-бизнеса, спорта и политики. Особый интерес вызывает криминальная хроника, личная жизнь, свадьбы и разводы знаменитостей.

Наиболее посещаемые сайты дают сжатую информацию о событии, иллюстрируя ее фотографиями или иной графической информацией юмористического, статистического или занимательного характера.

Издатели бумажной литературы пытаются всеми способами противостоять уходу изданий в Интернет. Делается это за счет добавления к журналу или книге предметов материального характера, которые нельзя получить в онлайн-изданиях. Издательства снабжают свои книги и журналы различными конструкторами по принципу «один номер – одна деталь», предлагая читателям и их детям коллекционировать предлагаемые предметы.

Начинающему писателю следует изначально представлять себе ту читательскую аудиторию, которая будет отдавать предпочтение его произведениям – будь то фантастика, мистика, любовные романы, стихи или научные монографии. Если автор предполагает работать в тех сферах, где гонорары от издания его книг заведомо неприбыльные, то следует рассмотреть вопрос о публикации своих произведений на тематических сайтах или собственном Интернет-ресурсе. По мере увеличения посещаемости ресурса, роста трафика по материалам автора, можно будет постепенно вступать в контакты с пользователями, которые интересуются представленной тематикой, выяснить предпочтения и потребности читательской аудитории. И уже после этого первичного маркетингового обследования, можно будет двигаться дальше, получая регулярные отклики на свою электронную почту.

Одна из сильных потребностей читательской аудитории – оперативное получение отклика писателя на какое-либо общественное или политическое событие. Многие талантливые авторы специализируются ныне на блоггерстве – публикации актуальных и независимых от официальных властей материалов, в которых четко представлена та или иная гражданская позиция. Наиболее популярные блоггеры собирают в настоящее время огромное число читателей, численность которых измеряется тысячами и десятками тысяч в день. Соответственно, и доходы этих авторов от рекламы на сайте могут быть достаточно внушительными.

Потребности читательской аудитории всегда являются базой для успешного писательского бизнеса. Но выяснить, каков в действительности будет спрос можно лишь с помощью готового писательского продукта. И здесь нередко встречаются сюрпризы. Казалось бы, малоинтересная тема вдруг «выстреливает», делая автора знаменитым буквально за несколько дней или недель. Или же напротив, раскрученная и актуальная тема произведения оставляет читателя равнодушным, не вызывая в нем интереса и отклика.

Такая неопределенность в потребностях и интересах читателей вынуждает нас констатировать, что произведения начинающих авторов – почти всегда инновационный продукт, который может быть встречен потребительской аудиторией весьма неоднозначно. То есть правильный выбор тематики произведений и сегмента читательского рынка – необходимое, но не достаточное условие. Стиль и свежесть идей автора, его мастерство в работе со словом – также важнейшая предпосылка дальнейшего успеха у читателей.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.