Вопрос о формах и способах оплаты труда в писательском бизнесе и прост и сложен одновременно. Простота его заключается в том, что сколько за литературный труд платит издатель или читатель – столько он и стоит. Однако не все так однозначно в писательском труде и продажах литературного продукта. Здесь, например, важен авторский брэнд – авторитет, слава, влияние автора. Один и тот же текст, подписанный разными именами, оценивается читателями (и издателями) по-разному: малоизвестный или неизвестный автор получает адекватную или заниженную оценку своего труда, знаменитый – как правило, завышенную.
Данное обстоятельство непосредственным образом сказывается на цене и тираже издания. Соответственно, работа с известными писателями приносит издательствам большую прибыль, даже при том, что последним приходится выплачивать значительно более высокие гонорары.
Это общая схема, в которой тоже имеются свои нюансы и «скелеты в шкафу». Со временем даже известный писатель может приедаться читательскому сообществу, выходить из моды, капризничать по поводу гонораров. Нередко бывает так, что писатель становится популярным только у себя на родине; его переводные издания иностранный читатель не жалует и за границей его книги выходят мизерными тиражами.
Тема писательского брэнда как национального, так и международного масштаба в части гонораров и оплаты труда весьма значима. Однако ее объемность и многогранность требует отдельного рассмотрения, что мы и сделаем позднее. Сейчас коснемся лишь той ее части, которая связана с гонорарами и оплатой труда всех тех людей и организаций, занятых в создании, продвижении, переработке и продаже литературного произведения конечным потребителям.
Идеальный литературный труд с точки зрения писательского бизнеса должен продавать себя многократно, в разных формах и ипостасях (см. рис.1).
Такие, на наш взгляд, идеальные литературные труды, как романы А.Дюма-отца «Три мушкетера» или «Граф Монте-Кристо», успешно работают во всех сегментах читательского рынка, компьютерных игр, анимационного и художественного кино. Соответственно, гонорары автору (или его наследникам) складываются не только от издания книги в ее бумажном варианте, но и от иных видов информационного бизнеса.
Следует отметить, что издательства, сотрудничающие с писателем, стремятся заполучить все авторские права на перепродажу литературного продукта всем остальным игрокам рынка – иностранным издательствам, кинокомпаниям, производителям мультфильмов, компьютерных игр, создателям аудиокниг. В стандартных договорах издательств этот пункт всегда прописывается; все права автор передает издательству на определенный срок (обычно 5 лет). И тогда уже издательство выступает выгодоприобретателем от всех видов деятельности на установленный в контракте срок.
Впрочем, писатель может и не подписывать на таких коммерчески непривлекательных условиях договор сотрудничества, оставляя за собой права на получение доходов из других источников, помимо издательства – например, самостоятельно вступать в переговоры с иностранными издателями, готовить сценарии для экранизации своего произведения, публиковать из него отдельные фрагменты и главы на Интернет-сайтах.
Конечно, такая постановка вопроса в части распределения доходов и гонораров не очень нравится издательствам. Они предпочитают диктовать авторам свои условия – ведь авторов очень много, а издательств мало. Экономисты называют такой рынок олигополистическим.
Надо ли говорить, что писателей интересуют не теоретические выкладки экономистов, а реальная бизнес-практика. Не слишком ли мал гонорар в 6% за готовую рукопись в электронном виде? Ведь издательству остается только вычитать текст, сделать обложку и отправить в типографию оригинал-макет.
Аргументация издателей интересна и содержит вполне рациональное зерно, если посмотреть на приводимые доводы непредвзято.
Во-первых, издатели утверждают, что фактически работают на грани рентабельности, так как издержки производства все время растут – увеличивается плата за аренду помещений, повышаются коммунальные платежи, отчисления в пенсионный фонд, фонды социального страхования и т.д. Звучит убедительно, все мы знаем, что это действительно так.
Во-вторых, специалисты по работе с авторами объясняют особо непонятливым, что эффект от издания книги не сводится только к денежному вознаграждению. Это и реклама автора, и популяризация его идей, и формирование писательского брэнда. С этим тоже не поспоришь.
В-третьих, современным книжным издательствам приходится делать значительные инвестиции в Интернет-проекты – в создание и развитие корпоративного сайта, в содержание штата IT-сотрудников, издание книг на компакт-дисках, в Интернет-торговлю. Все это требует расходов. А где их взять, как не от авторов?
Существует и множество других доводов, указывающих на плохую логистику, высокие транспортные затраты, недобросовестных книготорговцев, контрафактную продукцию. И это уже не говоря о том, 3 из 5 изданных книг могут быть убыточными.
Размышляя над трудностями книгоиздания, автор задает себе все же вопрос, периодически всплывающий в сознании – как же все-таки повысить свой гонорар и какие вообще есть варианты? Их несколько.
Один из основных мы отметили – это назначение процента от прайсовой (отпускной) цены издательства. Однако здесь имеются детали, в которых, как известно, кроется дьявол. Автору выгодно, чтобы весь гонорар в виде процента от цены, помноженной на величину тиража, был выплачен сразу, единовременно (наличными или перечислением на банковский счет автора). Однако издательства предпочитают не форсировать события и предлагают рассрочку – деньги будут выплачиваться автору частями (например, ежемесячно или ежеквартально), по мере реализации тиража.
См. также: Оплата труда и гонорары в писательском бизнесе (Часть 2)
Здравствуйте!
Я автор научно-фантастической повести.
Можете помочь мне коммерциализировать свое произведение, то есть продать права на экранизацию кинокомпаниям, создание компьютерных игр но основе своего произведения и.т.д.
С уважением, Ержан!
Здравствуйте!
Я начинающий автор. Можете помочь мне коммерциализировать мои произведения.
С уважением, Антон!
Вам, Антон, следует обратиться в издательства, готорые и должны заняться коммерциализацией ваших произведений. Конечно, при условии, что им понравится ваш продукт. С пожеланиями успехов, В.Галкин.