Крылатым выражением, довольно часто употребляемым россиянами является изречение «Не фонтан». Его применяют вовсе не в отношении городских водных арт-объектов с бьющими или стекающими струями воды, а по поводу совсем иных областей и выражения мнений. Фразеологизм «Не фонтан» уже около двух столетий россияне произносят, оценивая качество чего-либо — товаров, услуг, работ, кинофильмов, концертов, выступлений певцов и артистов. Причём оценка «Не фонтан» соответствует по привычной нам пятибалльной шкале на слабенькую троечку (а иногда и твёрдую двойку — для критически настроенных людей). Например: «Вчера спартаковцы выступили не фонтан». Или: «Дорогие онлайн-курсы по маркетингу оказались, прямо скажем, не фонтан!».
Для иностранных граждан, углублённо изучающих русский язык, а также для любителей и коллекционеров фразеологизмов выражение «Не фонтан» содержит лингвистическую загадку — почему фонтан или «не фонтан» являются критерием оценки для самых разнородных предметов, объектов и людей? По каким параметрам оценивается фонтан — по площади, красоте оформления, дизайну, производительности, цветомузыкальному сопровождению или каким-то ещё? Почему, наконец, выражение «Не фонтан» прочно закрепилось в народной речи? Неужели в народе было так много ценителей фонтанов, городской эстетики и качества этих гидротехнических сооружений?
Для аргументированного ответа на поставленные вопросы нам потребуется краткий экскурс в отечественную историю. Дело в том, что до начала 19-го века в крупных и даже столичных городах России отсутствовал водопровод. Воду для питья и бытовых нужд горожане брали из колодцев, рек, озёр и ручьёв. Доставкой воды занимались водовозы и водоносы. Но с ростом населения стал всё острее чувствоваться дефицит воды. В Москве во времена Екатерины Великой стал строиться водовод, по примеру римских акведуков, перенаправлявший воду из Подольска. Это было по тем временам очень дорогое сооружение, стоимость которого превысила 1 миллион 650 тысяч рублей. Но оно того стоило — чистая вода в требуемых объёмах стала поступать в Москву, где распределялась для потребителей в виде фонтанов (см. изображение ниже).
Часть водовозов забирала воду из водораспределительных фонтанов, а часть — из рек и местных водоёмов. Качество воды из фонтанов было значительно лучше, поэтому потребители отличали воду по вкусовым качествам, чистоте и прозрачности. Это можно сравнить с современной «мягкой» покупной водой для питья и «жёсткой» водой из-под крана. Когда потребители пробовали некачественную воду из местных водоёмов, они произносили: «Не фонтан!». Так в народную речь вошло это ёмкое изречение, которое употребляется и поныне.
См. также: Происхождение русских фразеологизмов