Выражение «Одним миром мазаны» россияне обычно употребляют в тех случаях, когда хотят ярко и образно указать на единодушие и одинаковую ментальность кого-либо, похожие рассуждения, аргументы и модели поведения. Эту поговорку можно услышать в науке и культуре, финансах и бизнесе, в духовном производстве и в образовании, в СМИ и бытовом общении людей. Фразеологизм «Одним миром мазаны» применяется как в отношении отдельных индивидов, так и коллективов, элит, стран, корпораций. Например: «На Западе ЛГБТ-повестка обязательна не только для США и Европы, но и их союзников по всему миру. В этом вопросе все они одним миром мазаны!».
Смысловое наполнение выражения «Одним миром мазаны» понятно практически всем россиянам; на этом поле дополнительных пояснений не требуется. А вот что касается этимологии (происхождения) данного фразеологизма, то здесь имеются белые пятна и непонятные моменты. О каких мирах идёт речь? О масле миро или мире криминала, круговой поруки, мире бизнеса или ещё чего-то? Имеет ли поговорка «Одним миром мазаны» несколько смыслов? Был ли религиозный аспект главенствующим в изначальном звучании? Имеет ли эта поговорка давнюю историю в два-три века или ей несколько десятилетий? А может быть это изречение заимствовано из трудов какого-либо автора, сатирика или поэта?
Для иностранных граждан, углублённо изучающих русский язык, а также для любителей и коллекционеров отечественных фразеологизмов откроем тайну этой лингвистической головоломки. Для этого нам потребуются энциклопедические знания Владимира Даля и его знаменитый труд — Толковый словарь живого великорусского языка.
Открываем второй том словаря Даля 1881 года издания и читаем под базовыми словами мирить и миро. Мир — отсутствие ссор, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, дружба. У них дома мир и благодать. Принять кого с миром, проводить с миром. Усопшему мир, а лекарю пир. (Т.2, с.328).
Миро — 1) благовонное масло, душистое маслянистое вещество. 2) в церковном значении — варёное деревянное масло, с красным вином и благовониями, освещаемое в великий четверток, для совершения таинства миропомазания. Миром покрыт (т.е. помазан), с миром заспит. Они везде (попы все) одним миром мазаны. Рогожцы в самоваре миро варили — предание о московских рогожских раскольниках, чем их дразнят. (Т.2, с.329).
Как следует из трактовок В.И. Даля, поговорка «Одним миром мазаны» в первой половине 19-го века уже существовала и активно использовалась. Первоначально она имела в виду священников, попов и звучала как «Попы все одним миром мазаны», что явно указывало на двойной смысл словосочетания «одним миром» — имея в виду как масло, так и корпоративные интересы. Кстати, слово мир имело два столетия назад и ещё одно значение — крестьянскую общину, сельское сообщество. Всем миром могли собирать деньги на какие-либо нужды, работать, помогать кому. Но и помазать могли. Это слово тоже весьма важно и интересно.
Мазать, мазнуть что чем — натирать или покрывать чем жидким, мокрым, жирным; марать, пачкать, грязнить. Он мажет картину — пишет дурно. Мазать по губам — манить, сулить. Мазнуть кого — ударить. Мазурик, мазурин (от мазур — поляк или мазуля — замарашка, оборванец?) — карманный вор, комнатный и уличный в городах, особенно в столицах. (Т.2, с.288-289).
Из приведенных Далем сведений мы можем понять, что слово мазать имело не только прямой, но и переносный смысл. Мазать по губам означало манить, сулить, мазнуть кого — ударить. Сообщество карманных воров именовалось в те времена мазуриками.
Таким образом, выражение «Одним миром мазаны» было первоначально весьма многогранным по смысловому наполнению. Это и намёки на единство взглядов и подходов священников, попов; и косвенное указание на круговую поруку, единомыслие и поведение, присущее в том числе криминальным сообществам (мазурикам или мазуриным), и смысловой аспект миропомазания, указывающий на то, что у всех людей жизнь конечна.
В настоящее время смысл поговорки «Одним миром мазаны» упростился, она употребляется, в основном, в вышеупомянутых нами случаях.
См. также: Происхождение русских фразеологизмов