В последние годы темпы продаж дорогих швейцарских часов класса люкс стали замедляться. По данным консалтинговой компании Bain & Cie экспорт швейцарских часов упал на 3,3% в 2015 году и на 9,9% в 2016 году. Причин тому достаточно много – это и появление «умных часов» от ведущих мировых производителей электроники, и невосприимчивость молодого поколения к старым традициям, и замена часов гаджетами всех видов. Как подтверждение статуса бизнесмена или чиновника швейцарские часы лакшери-брэндов всё менее интересуют людей во многих странах мира. С этим, естественно, надо что-то делать – считают часовщики Швейцарии.
Один из выходов просматривается в освоении рынков «вторые руки» и схем «трэйд-ин», столь характерных для автодилеров. Так, компания часовая компания «Одэмар Пиге» (Audemars Piguet), основанная в 1875 году, приняла решение о выходе на рынок подержанных премиальных часов. Сначала данный вид бизнеса будет развиваться в Швейцарии, затем, в случае обнадёживающих результатов, распространиться на зарубежные рынки – прежде всего, на США и Японию. Аналогичным образом планируют поступить и другие роскошные брэнды, хотя от публичных комментариев пока воздерживаются.
Ранее производители часов лакшери-брэндов опасались торговли на вторичных рынках, полагая, что это может нанести имиджевый ущерб производителям и продавцам. Теперь мнения изменились. Поскольку на рынках присутствует большое количества контрафактных часов, имиджевых потерь избежать не удаётся. Кроме того, подделки оттягивают на себя спрос и затрудняют продажи новых часов.
Чтобы помочь покупателям лакшери-брэндов не ошибиться, часовщики решили облегчить им жизнь. В пунктах купли-продажи подержанных часов будут работать эксперты фирмы, которые затруднят продажи контрафакта и «обелят» вторичный рынок. Сейчас создаются специализированная интернет-платформы для продажи б/у часов. Аналитики оценивают рынок подержанных часов класса люкс в 5 млрд. долл. в год (включая проданные экземпляры с аукционов), что сопоставимо с объёмом рынка новых часов.