Современная деловая журналистика представляет собой чрезвычайно объемное и многоаспектное явление, развивающееся весьма динамично. Особенно это характерно для российской действительности, где долгие годы рыночная среда отсутствовала, а характер экономических репортажей был выдержан в сугубо идеологическом направлении.
Теперь, когда ограничения на свободу слова и предпринимательства снизились до минимального уровня, наступил расцвет российской бизнес-журналистики, которая стала быстро наверстывать упущенное. Обильные плоды дали семена, попавшие в благодатную почву 1990-х годов, когда из недр советского общества вышли первые деловые СМИ, сформировалось новое поколение бизнес-журналистов, телеведущих, обозревателей, аналитиков и комментаторов.
А начиналась современная бизнес-журналистика еще в средние века, когда только-только стали появляться первые газеты. Более того, западные историки деловой журналистики считают, что таковая появилась даже раньше становления индустрии печатных изданий, формируясь из тайной переписки западноевропейских банкиров и финансистов.
Так, наши зарубежные коллеги считают, что отправным пунктом зарождения бизнес-журналистики можно считать середину XVI века. Тогда, в 1568 году семья Фуггеров начинает использовать на регулярной основе рассылку информационных сообщений своим клиентам, которые могли принимать те или иные решения, основываясь на закрытых коммерческих данных.
Бюллетени Фуггеров, ставшие ныне историческими артефактами, содержали сведения о смерти коронованных особ, времени прихода и отхода судов, пожаре на Антверпенской бирже, казнях известных людей, гибели испанской Армады от рук британского флота в 1588 году и другие значимые данные.
Следует отметить, что отнесение данного жанра к бизнес-журналистике является достаточно спорным моментом. Это, скорее, распространение сведений от коммерческой разведки и сети агентов, находящихся на содержании Фуггеров как открыто, так и тайно. Вспомним, что еще раньше купцы и негоцианты, торговавшие векселями на бирже в Брюгге, практиковали распространение недостоверной информации с целью повлиять на биржевые котировки. Это было в 1530-х годах, что тоже можно считать хотя и корявым, но все же ответвлением бизнес-журналистики.
Следующим этапом в становлении бизнес-журналистики считается 1700 год, когда британские газеты начинают публиковать первые рекламные объявления. Кроме того, в британских колониях стали обостряться отношения с Лондоном, так как местное население считало введенные метрополией налоги завышенными и несправедливыми. Таким образом, одной из центральных тем в деловой журналистике XVIII века становятся налоговые вопросы и темы развития местного предпринимательства.
В 1795 году в газетах появляются отчеты о биржевых котировках и комментарии к текущей биржевой торговле. Несколько позднее в газетах начинают появляться первые аналитические обзоры, рекомендации по купле-продаже ценных бумаг, экономические новости.
Вообще следует отметить первостепенную роль биржи в становлении бизнес-журналистики. В отличие от прочих жанров, биржевые репортажи всегда пользовались повышенным спросом. И на вопрос «почему?» достаточно легко ответить — люди, инвестировавшие средства в ценные бумаги и товарные активы, всегда пристально следили за новостным и аналитическим фоном. Отсюда – постоянный интерес ко всему, что связано с ценообразованием, аналитикой и прогнозами котировок.
Этим обстоятельством воспользовался в свое время основатель агентства Reuter Юлиус Ройтер, который основал свой бизнес в 1849 году. Этот известный поставщик бизнес-информации процветает и сейчас, рассылая по различным открытым и закрытым каналам данные, представляющие большую ценность для предпринимательского сообщества. Это и статистическая информация, и сведения по различным котировкам ценных бумаг, коммодитиз и деривативам, интервью с важными персонами, аналитика и тому подобные материалы.
К числу наиболее авторитетных поставщиков информации о финансовых рынках и ценообразующих факторах относятся Reuters, Dow Jones Telerate, Bloomberg. Эти агентства располагают специальным персоналом и оборудованием для оперативной передачи информации, имеют в своем распоряжении специально выделенные каналы, которые обеспечивают высокое качество передаваемой информации и ее надежную защиту от несанкционированного доступа. Важной составной частью их деятельности является бизнес-журналистика.
Во второй половине XIX столетия возникает еще один вид информационного бизнеса, который с определенной натяжкой можно отнести к бизнес-журналистике. Речь идет о возникновении профессионального анализа финансового состояния тех или иных эмитентов ценных бумаг. Репортажи с экспертными оценками рынка позже положили начало образованию рейтинговых агентств.
Напомним, что присвоение рейтинга ценных бумаг – это процесс, в ходе которого экспертная служба изучает ценные бумаги и присваивает им оценки, обозначаемые специальными символами и указывающие на инвестиционное качество ценных бумаг.
Первые рейтинги ценных бумаг опубликовал в 1909 г. Джон Муди, который в то время занимался анализом инвестиций в ценные бумаги железнодорожных компаний. Его начинание в конце концов воплотилось в компанию «Moody’s Investors Services, Inc.».
За Муди последовали компания «Poor’s Publishing Company», которая начала присваивать рейтинги в 1916 г. и компания «Standard Statistics Company», опубликовавшая свои первые рейтинги в 1922 г. Эти две компании впоследствии слились, образовав крупнейший в настоящее время концерн «Standard & Poor’s». Третий глобальный игрок рейтингового рынка – агентство «Fitch Publishing Company» из Нью-Йорка была учреждена в 1924 г.
Российская бизнес-журналистика начинает свое развитие во второй половине XIX века. Ее основоположником стал К.В.Трубников (1829-1904), русский предприниматель и журналист, редактор и издатель ряда газет и журналов экономической направленности. К их числу относятся «Журнал для акционеров» (1857-1859), «Биржевые ведомости» (1860-1875), «Русский экономист» (1884-1886), «Экономические ведомости» (1897-1898). В те годы в России появляется плеяда талантливых авторов, пишущих на темы экономики и предпринимательства статьи аналитического, политэкономического, публицистического, критического и экспертного содержания.
Однако политические события 1917 года и последовавшие за ними меры по сворачиванию рыночных отношений прервали динамичное развитие отечественной деловой журналистики. Коммунистическое правительство СССР де-факто заменило бизнес-журналистику производственными репортажами с ярко выраженной идеологической составляющей.
Конечно, нельзя сказать, что деловая журналистика полностью умерла в Советской России и бывшем СССР. Просто ареал ее распространения сжался, подобно шагреневой коже, до нескольких узкоспециализированных профилей – заводских многотиражек, передач проводного радио об экономических успехах страны и трудностях отечественной промышленности, о росте благосостояния советского человека. Статьи и аналитические материалы в газетах, журналах, а позже и на телевидении, по поводу целесообразности тех или программ, намеченных партией, априори были под запретом.
Само возрождение бизнес-журналистики в России произошло де-факто с восстановлением института предпринимательства во времена правления М.С.Горбачева, первого и последнего президента СССР. С появлением первых предпринимателей-кооператоров (1988), индивидуальных предпринимателей и частных предприятий уже на заключительной стадии существования СССР стали появляться первые качественные материалы отечественных бизнес-журналистов. Наиболее мощное воздействие на формирование новой генерации российских бизнес-журналистов конца 1980-х – начала 1990-х годов оказал коллектив газеты «Известия», где тогда работали такие гранды, как Отто Лацис, Михаил Бергер и ряд других талантливых специалистов.
С обретением Россией собственной государственности бизнес-журналистика в нашей стране стала развиваться гигантскими темпами. Появились первые издания новой волны со штатом квалифицированных сотрудников, к мнению которых чутко прислушивалось все предпринимательское сообщество. К числу таких изданий можно отнести «Коммерсант», «Профиль», «Эксперт».
В 1990-е и 2000-е годы бурно развивается и деловая тележурналистика. На различных каналах TV появляются специализированные передачи, обзоры, аналитика, пиар-материалы. В 2003 году появляется и первый бизнес-канал РБК, за которым потянулись и другие компании – такие, как радио «Бизнес-ФМ» и ряд других (в том числе украинских).
С развитием интернета в России, его проникновением в массы населения, бизнес-журналистика приобрела качественно иное измерение. Теперь уже независимые блогеры, представители крупного и мелкого бизнеса, да и обычные пользователи интернета стали выступать в качестве бизнес-журналистов, многократно увеличив объем отрасли и степень предложения материалов в Сети. Международный и российский рынки деловой журналистики перешли в настоящее время в качественно иное состояние, анализ которого мы проведем ниже.