Биржевой рынок в настоящее время стремительно развивается. К классическим биржевым площадкам валюты, ценных бумаг, фьючерсов и опционов, всевозможных унифицированных биржевых товаров (нефти, зерна, кофе, апельсинового концентрата и прочих активов, именуемых коммодитиз) ныне добавляются биржи криптовалюты, вебсайтов, инноваций и даже пиратские биржи (как, например, в Сомали).
Автоматизация биржевой торговли и удалённый доступ через интернет делает электронные биржи очень удобным и популярным инструментом для всех категорий пользователей – предпринимателей, государства, больших и малых компаний, розничных покупателей и продавцов.
Недавно коммуникационная компания Tele2 предложила для своих абонентов ещё одну биржу – нечто новое в данной сфере. Для клиентов, пользующихся не только голосовым, но и интернет-трафиком, Tele2 подготовила виртуальную биржу своего имени — первый онлайн-сервис по продаже пакетов минут, гигабайтов и SMS.
Смысл биржевой торговли состоит в следующем. Не все клиенты, имеющие наперёд оплаченный интернет-трафик, минуты разговора или передачи коротких сообщений, используют выделенный ресурс. Возникает вопрос – что делать с неиспользованными гигабайтами и минутами? Раньше оператор Tele2 предлагал передать излишки друзьям или знакомым, также являющихся клиентами компании. Теперь же в строй введён принципиально новый инструмент – биржевая площадка, на которой желающие купить или продать гигабайты и пакеты минут могут это сделать по текущим котировкам.
Например, кто-то желает продать ненужный в настоящий момент ресурс гигабайтов. Если хочется получить деньги побыстрее, заявляется минимальная цена – например, 60 рублей за 1 Гб. Если торопиться некуда, а дешёвое предложение быстро выбирается, то можно назначить цену повыше – скажем, по 80 или даже 100 рублей за гигабайт.
То же самое и с покупателями, которые могут за умеренные деньги прикупить себе интернет-ресурса. Оператор Tele2, как владелец площадки, обеспечивает необходимые гарантии и клиринговые платежи, переводя на соответствующие счета деньги и гигабайты (или пакеты минут голосового трафика).
Понятно, что клиенты Tele2 могут быть довольны — через биржу можно будет себе вернуть часть денег, которые раньше просто сгорали. Любители дешёвого трафика тоже будут довольны, поскольку всегда можно докупить нужный ресурс.
Возникает вопрос, что же с этой биржи имеет сама компания Tele2, если комиссии за сделки она не взимает?
Тут можно сказать следующее. Во-первых, комиссии – это дело наживное и Tele2 со временем может это сделать – в зависимости от будущей конъюнктуры. Во-вторых, такой интересный бизнес-проект как биржа Tele2 наверняка поднимет имидж компании на более высокий уровень, закрепит её репутацию как инноватора и технологического лидера. И, в-третьих, проникновение на рынки унифицированных финансовых операций, а также с ними связанных транзакций, возможно, обеспечит проникновение Tele2 на перспективные смежные рынки, о которых мы пока мало знаем.
Да и затраты на биржу Tele2 в рамках собственного портала наверняка окупятся через рекламу и пиар.