Основные атрибуты биржи

Основные атрибуты биржи

Основные атрибуты биржи

Биржевой рынок специфичен наличием таких экономических категорий, как биржевой товар, биржевая операция (биржевая сделка) и публичная котировка; если данные категории на рынке отсутствуют, то это не позволяет говорить о таком рынке как биржевом. Рассмотрим подробнее каждую отмеченную категорию.

Биржевой товар. Биржевым является не всякий товар, а лишь обладающий определенными свойствами. К ним относятся:

  • Однородность;
  • Заменимость;
  • Массовость.

Так как на бирже торговля ведется титулами собственности, без предъявления самого актива, то это предопределяет к биржевому товару требования как однородности, так и заменимости, то есть одна партия актива не должна сколько-нибудь существенно отличаться от другой.

Следующим важным свойством биржевого актива является его массовость, –  массовость обращения и (или) производства; это свойство лежит в основе таких базовых критериев биржевого рынка, как емкость и ликвидность. Массовость биржевого актива обеспечивает непрерывность процесса купли-продажи (непрерывность котировки), необходимую емкость биржевого рынка и отсутствие значительных ценовых разрывов в  котировках.

Исходя из требований, предъявляемых к биржевым активам, можно констатировать, что наиболее приемлемыми для биржевой торговли являются ценные бумаги, валюта и товарно-сырьевые ресурсы.

Анализ биржевого товара как атрибута биржи начинает проводиться исследователями биржевых рынков уже в XIX в. Так, например, М.Студентский дает следующую трактовку биржевого товара:

  • Это товары вообще, то есть продукты сельского хозяйства и промышленные изделия;
  • Денежные знаки, металлы в смысле монеты (преимущественно золото и серебро), сюда же входят векселя и тратты на иностранную валюту;
  • Ценные бумаги под общим названием фонды, то есть государственные и корпоративные ценные бумаги.1

Публичная котировка. Одним из важнейших признаков биржевого рынка является гласное установление курсов активов, выставляемых на торги. Публичная котировка цен заключается в выявлении цен спроса, предложения и цен сделок на определенный момент времени с последующим опубликованием данной информации в печати. Публичная биржевая котировка выполняет следующие функции:

  • Является ценовым ориентиром для участников биржевого рынка;
  • Является информационным ориентиром для лиц, не пользующихся биржевым рынком для непосредственного совершения сделок купли-продажи;
  • Служит средством контроля за действиями биржевых посредников со стороны клиентов биржи;
  • В макроэкономическом плане является индикатором состояния как отдельных отраслей, так и экономики в целом, то есть биржевая котировка является информационной базой для «экономического барометра» хозяйственной системы.

Оценивая значение котировки, О.Штиллих подчеркивает: «Котировка должна, главным образом, служить двоякой цели:

  1. Она должна дать неискаженную индивидуальными факторами или искусственными средствами картину всеобщей оценки обращающихся на бирже фондов или товаров так, чтобы владелец, торговец или спекулянт, точно представлял себе стоимость своего имущества или предмета торговли в данный момент. С помощью курса он желает узнать, какую продажную ценность имеют находящиеся у него в руках консоли, закладные листы, облигации и акции, или его рожь, пшеница и другие товары.
  2. Котировка должна дать публике, покупающей и продающей на бирже или посредстве комиссионеров, возможности контроля цен, выставляемых банкиром при расчетах».2

Г.Шмоллер добавляет, что курс биржи представляет собой «индикатор правильности руководства государством».

Биржевые сделки. На биржевом рынке, в отличие от внебиржевого, заключаются особые сделки, в которых отношения контрагентов носят обезличенный, деперсонифицированный характер. Заключаемые на бирже сделки автоматически получают статус нотариально заверенных, а взаиморасчеты гарантируются биржей. В.Мониготти, рассматривая биржевые сделки, отмечает: «Вся сущность биржевых операций сводится к покупке и продаже; для того, чтобы эти сделки имели полную юридическую силу, не требуется никаких формальностей».3

Наиболее простой вид биржевых операций – сделки за наличные деньги (per cassa, money bargain, cassagaschäfte). Формально в сделках этого типа оплата биржевого товара и его поставка должны осуществляться немедленно. Однако в реальной биржевой практике поставки делались спустя несколько дней, – например, на третий или четвертый, как на Берлинской бирже, или даже на седьмой день по правилам Парижской биржи.

Другой вид биржевых операций – срочные сделки. Они стали в массовом порядке практиковаться уже в XVII в. на Амстердамской бирже. Механизм их заключения Х.Вевер описывает следующим образом: «Во избежание всех ссор при таковых (срочных – В.Г.) торгах, делаются два контракта, из которых одним объявляет продавец, что он продал покупающему столько товаров, которых он ожидает из такого места, на таком судне (или каким ни есть другим образом), который он обязывается ему отдать, ежели он по привозе найдется надлежащего качества, за такую-то цену, с оплатою наличными деньгами, или на других договорах; но с тем выключением, что ежели товар утратится по дороге, то он, продавец, будет свободен от своего обязательства, и не должен иного на место утраченного товара поставить, и данный контракт никакой уже силы не имеет.

Другим же контрактом объявляет покупающий, что он у продавца купил столько товара, которого он ожидает из такого места и на таком корабле, и оный товар он, покупающий, обязывается принять по привозе, ежели оный найдется надлежащей доброты и качества, и за оный заплатить ему по договору; но ежели товар утратился в дороге, то продавец не обязан оный ему поставить, и контракт уничтожается».4

Развитие срочных операций тесно связано со спекулятивными мотивами. Весьма показательна в этом смысле интерпретация украинского исследователя биржи И.Бака. Он пишет, что среди объектов индоевропейской торговли наибольшую роль играл перец, продававшийся португальским королем. Качество перца всегда было единообразно и одна партия перца мало чем отличалась от другой. Поэтому перец можно было покупать без предварительного осмотра. В то же время коммерческая необходимость продажи отсутствовавшего на месте торга перца ощущалась достаточно сильно. Португальский король постоянно нуждался в деньгах и стремился продавать антверпенским торговым компаниям не прибывшие еще партии перца, беря значительную часть платы вперед. Следовательно, цены на перец определялись, с одной стороны, интересами этих торговых компаний, а с другой – величиной взноса. Все эти ценообразующие факторы не могли быть точно учтены заранее и потому возникла спекуляция на пребывающий в Антверпен перец. Вскоре спекуляция захватила и другие виды товаров (квасцы, медь)».5


1 Прив. по: Студентский М.С. Биржа, спекуляция и игра. – СПб., 1892. – С.153-154.

2 Штиллих О. Биржа и ее деятельность. – С.224.

3 Мониготти В.И. Современная биржа. – С.14.

4 Вевер Х.Л. Торг Амстердамский, содержащий все то, что должно знать купцам и банкирам. – С.56.

5 Бак И.С. Биржа на Западе и в СССР. – Харьков: Книгоспiлка, 1926. – С.19.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.