Фондовая торговля на биржевом и внебиржевом рынке в советский период представляет собой весьма сложный и противоречивый процесс. Этот процесс, как нам представляется, целесообразно рассматривать в двух аспектах: во-первых, в плане валютных отношений, и, во-вторых, в плане обращения ценных бумаг. Обращение ценных бумаг мы сознательно помещаем на второе место; это вызвано тем, что купля-продажа фондов на советских биржах, как мы увидим ниже, занимала совсем незначительное по сравнению с валютой место.
Чтобы лучше понять роль и значение фондовых биржевых рынков для возрождения экономики России, остановимся вначале на анализе валютных отношений, складывающихся в первые послереволюционные годы.[i] Как известно, валютно-финансовая система России к началу 1920-х гг. оказалась в значительной степени разрушенной. Инфляционные процессы, начавшиеся в период первой мировой войны и продолжившиеся в годы гражданской войны, советскому правительству остановить не удавалось. Экономика страны в результате военных действий была подорвана, большая часть национального богатства уничтожена. В связи с этим доходы государства существенно сократились, а расходы, напротив, возросли. Дефицит бюджета, возникавший при этом, финансировался в основном за счет печатного станка. К деньгам Временного правительства, а затем и совзнакам Советской власти из-за их постоянного обесценивания не было доверия; в хозяйственных отношениях процветал бартер.
Вообще говоря, к 1921 г. ситуация с денежным обращением в России и соседних с ней республиках складывалась чрезвычайно запутанная и сумбурная. Хаос в этой сфере определялся, с одной стороны, чрезмерной эмиссией, с другой стороны – политической дезинтеграцией страны и множеством эмиссионных центров. Так, в годы гражданской войны деньги эмитировали практически все белогвардейские правительства; в 1919-1920 гг. свои денежные знаки выпускали генералы Юденич, Родзянко, Авалов-Бермондт, Вандом, Шкуро, Колчак, Семенов, Деникин, Врангель, правительство Чайковского в Архангельске и сменившее его Временное правительство Северной области. На Украине деньги выпускала Центральная рада, гетман Скоропадский, Петлюра, Махно. Структура денежного обращения в 1921 г. была чрезвычайно пестрой (см. табл.3.7).
Таблица 3.7.
Структура денежного обращения РСФСР в 1921 г. (в %)
Даты | «Рома-новские» | «Дум- ские» | «Керен- ки» | Кредит- ные билеты 1918 г. | Расчет- ные знаки 1919 г. | Расчет- ные знаки 1921 г. | Обяза-тельства РСФСР |
1.01 1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07 1.08 1.09 1.10 1.11 1.12 | 2,4 2,1 1,9 1,7 1,5 1,3 1,2 1,0 0,8 0,6 0,4 0,3 | 3,2 2,9 2,5 2,2 2,0 1,8 1,6 1,3 1,1 0,8 0,6 0,4 | 3,3 3,0 2,6 2,3 2,0 1,8 1,6 1,4 1,1 0,9 0,7 0,4 | 39,6 36,0 31,8 28,6 25,4 23,3 21,3 17,8 14,3 11,1 7,7 5,1 | 51,5 56,0 61,2 65,2 69,1 71,8 72,6 64,9 54,0 44,5 31,8 21,0 | — — — — — — 1,7 13,6 28,7 42,1 58,8 71,3 | — — — — — — — — — — — 1,5 |
Источник: Наше денежное обращение. – М., 1926. – С.170.
Республики Закавказья и Средняя Азия имели свои денежные системы и осуществляли собственную эмиссию. Печатала свои деньги в 1919 г. Латвийская Советская Республика.
Трудности денежного обращения обострялись сложностью доставки наличных денег из центра в регионы, – повсеместны были задержки из-за плохого транспортного сообщения, нападений бандитов, пожаров. В связи с этими обстоятельствами расширялась практика «очаговой эмиссии», то есть выпуска денег или их суррогатов местными властями и даже отдельными промышленными предприятиями. В большом количестве появились кооперативные боны и расчетные знаки, изготовленные на простой бумаге и примитивно оформленные. Для одной из таких эмиссий, в Якутии, использовались даже винные этикетки. На мадере рукой местного наркома финансов А.Семенова было написано «1 рубль», на кагоре – «3 рубля», на портвейне – «10 рублей», на хересе – «25 рублей». Печать местного Наркомфина придавала этим деньгам вполне законный вид и население какое-то время принимало их. В Вязьме появились купюры от 5 до 50 рублей, выпущенные Советом рабочих депутатов, в Липецке – уездным продовольственным комиссариатом, во Льгове – городским комиссариатом. Свои боны имело Мытищинское общество потребителей, Окуловская писчебумажная фабрика и т.д.
В дополнение ко всему денежное обращение было переполнено фальшивыми денежными знаками. Как указывает К.Паустовский, «фальшивых денег было так много, а настоящих так мало, что население молчаливо согласилось не делать между ними никакой разницы. Фальшивые деньги ходили свободно и по тому же курсу, что и настоящие… Многие предприимчивые граждане делали фальшивые деньги у себя на дому при помощи туши и дешевых акварельных красок. И даже не прятали их, когда кто-нибудь посторонний входил в комнату».[ii]
Критическое экономическое положение усугублялось причинами идеологического характера: коммунистическая доктрина предусматривала при построении новых хозяйственных отношений полную отмену денег, так как именно деньги (как предполагал еще Р. Оуэн), служат основным инструментом эксплуатации трудящихся. Так, декрет СНК от 2 мая 1919 г. предписывал все платежи между предприятиями и организациями осуществлять не посредством денег, а с помощью бухгалтерских записей. Государство к тому времени уже выплачивало зарплату рабочим и служащим преимущественно продуктами (пайками), – чаще всего той продукцией, которую производило предприятие. Уже была отменена плата за коммунальные услуги, за услуги телеграфа и почты. Лекарства из аптек по рецептам врачей тоже отпускались бесплатно. 19 января 1920 г. «за ненадобностью» был упразднен Народный банк. С 1 января 1921 г. перестал оплачиваться провоз по железным дорогам грузов и почти всех категорий пассажиров. Безденежная экономика быстро привела к разрастанию товарного дефицита и развитию «черного» рынка. Кризис в социально-экономических отношениях нарастал.
Угроза полного развала экономики несколько отрезвила коммунистических лидеров. Так, В.И.Ленин отмечал: «Еще до социалистической революции социалисты писали, что деньги отменить сразу нельзя, и мы своим опытом можем это подтвердить. Нужно очень много технических и, что гораздо труднее и гораздо важнее, организационных мероприятий, чтобы уничтожить деньги».[iii]
Логика экономического развития и здравый смысл заставили большевиков не только отказаться от идеи отмены денег, но напротив, уделить первостепенное внимание стабилизации рубля. Сделать это можно было лишь с помощью денежной реформы и последующей жесткой финансовой политики, которая бы исключала воспроизводство бюджетного дефицита. Задачи денежной реформы заключались, прежде всего, в прекращении бартера, в постепенном вытеснении из обращения всех разнородных денег и денежных заменителей, замена их твердой валютой.
В 1922 г. советское правительство выпускает в обращение новые денежные знаки с целью обмена всех имеющих хождение денег на единую валюту, а также с целью деноминации, то есть для устранения большого числа нулей на деньгах (все перерасчеты в старых деньгах производились путем «зачеркивания» четырех нулей). В 1923 г. деноминацию повторили. Теперь 1 руб. знаками 1923 г. приравнивался к 100 руб. знаками 1922 г. или к 1 млн. руб. знаками предыдущих выпусков. К весне 1924 г. денежное обращение в основном очистилось от денежных знаков предыдущих выпусков. Тем не менее, совзнак оставался валютой нестабильной и не пользовался доверием населения.
Учитывая это обстоятельство, советское правительство стало выпускать в 1922 г. в обращение более твердую валюту – червонец, которая должна была со временем заменить неустойчивые совзнаки.
Замена совзнаков на червонцы, а затем на твердые рубли (а также серебряные и медные монеты) происходила с определенными трудностями, связанными с техническими ошибками при проведении денежной реформы, а также в связи с выявлением объективных курсов находящихся в обращении денег и их суррогатов (среди которых были и ценные бумаги). Структура денежного обращения рассматриваемого периода и динамика его изменения представлена в таблице 3.8.
Таблица 3.8.
Структура денежного обращения СССР во время и после проведения денежной реформы 1924 г. (в %)
Даты | Сов-знаки | Червонцы | Транспорт- ные сертиф. | Казна-чейские билеты | Серебря- ные монеты | Медные монеты | Размен- ные боны |
1.01 1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07 1.08 1.09 1.10 1.11 1.12 | 23,3 16,8 7,6 3,9 3,4 — — — — — — — | 73,7 79,4 80,4 73,6 67,1 60,4 60,7 56,6 55,4 55,2 54,53 55,2 | 3,0 3,8 5,4 5,3 4,8 4,4 0,7 — — — — — | — — 5,5 13,9 19,4 27,9 30,3 32,5 32,9 32,73 32,57 31,5 | — — 1,1 2,5 2,9 3,8 4,4 6,9 7,6 7,9 8,84 9,4 | — — — — — — — 0,003 0,005 0,02 0,06 0,1 | — — 0,05 0,8 2,4 3,5 3,9 4,0 4,1 4,1 4,0 3,8 |
Источник: Наше денежное обращение. – С.176.
Помимо выявления курсовой стоимости находящейся в обращении валюты, необходимо было определять и текущие котировки иностранных валют, а также тех валют, которые де-юре не находились в обращении (например, монеты царской чеканки). Качественно решить эту непростую проблему могла только фондовая биржевая торговля.
Что же касается технических ошибок при проведении денежной реформы, то здесь можно привести следующий пример. При проведении эмиссии новых денег Наркомфин и Госбанк выпустили много купюр высоких номиналов и мало разменных денег, что породило в стране разменный кризис. Даже червонцы при размене их на мелкие купюры начали терять свою ценность. Обострилась спекуляция. В марте 1924 г. червонец обменивался не на 10 руб., а на 9 руб. 60 коп., затем на 8 руб. 89 коп., на 9 руб. 19 коп. Причем в разных городах СССР наблюдалась значительная волатильность при формировании курсов валют.
В создавшихся условиях советскому правительству не оставалось ничего другого, как разрешить фондовую биржевую торговлю, так как:
- Во-первых, с помощью биржи выявлялся объективный спрос и предложение на ту или иную валюту, формировались ежедневные курсы;
- Во-вторых, на основе рыночных курсов валют можно было устанавливать официальные обменные курсы (а также влиять на них посредством валютных интервенций);
- В-третьих, биржевой рынок и спекулятивную деятельность на нем можно определенным образом регулировать, в то время как внебиржевой рынок был по преимуществу «теневым» и регламентации практически не поддавался;
- В-четвертых, на биржевом рынке легче было выявлять фальшивые деньги;
- В-пятых, биржевой рынок довольно «прозрачен», что позволяло правительственным органам вести учет движения финансовых потоков и беспрепятственно собирать все установленные налоги и сборы.
Таким образом, первые фондовые отделы в составе товарных бирж начинают свою работу в 1923 г., – к этому времени образуется и открывается для посетителей фондовый отдел МТБ, а к началу 1926 г. фондовые отделы имели уже 13 бирж: Бакинская, Батумская, Владивостокская, Киевская, Ленинградская, Московская, Ростовская н/Д, Тифлисская, Ереванская, Екатеринославская,[iv] Оренбургская, Самаркандская и Полторацкая[v] биржи.
Важнейшей задачей периода нэпа было восстановление промышленности. Однако возможности фондового рынка при этом использованы не были. Стагнация рынка ценных бумаг во многом объяснялась причинами идеологического характера. Формально государственные органы не запрещали фондовые операции, однако пытались исключить спекуляцию ценными бумагами и валютой.
В октябре 1922 г. Совнарком издал Постановление «О фондовых биржевых операциях», которым вводилось государственное регулирование операций с ценными бумагами, производимых в фондовых отделах товарных бирж. В частности, Постановлением регламентировался круг лиц, которые могли стать членами фондового отдела или его постоянными посетителями, – это право предоставлялось представителям Госбанка, кредитных учреждений, Наркомфина, Наркоматов внешней и внутренней торговли, кооперативных организаций, частных торговых и промышленных предприятий с определенной величиной капитала. При известных условиях разрешалось и членство физических лиц. Совет Труда и Обороны получил право по согласованию с Наркомфином и Наркомвнуторгом утверждать уставы фондовых отделов товарных бирж. Такие государственные структуры, как Госбанк, особое валютное совещание, Наркомфин тщательно следили за проведением фондовых операций и за процедурой допуска ценных бумаг к котировке, всячески стремясь исключить концентрацию капиталов в руках отдельных предпринимателей.
Другой важной причиной недостаточного развития фондового рынка являлась слабость позиций акционерных предприятий в новых экономических условиях. Речь в данном случае идет о недостаточном распространении крупных акционерных компаний открытого типа с большим количеством институциональных и частных вкладчиков. Такое уточнение необходимо, так как акционерная форма собственности дает широчайшие возможности для инкорпорирования собственников всех типов: например, все акции компании могут принадлежать государственным организациям (государственное АО), или частным вкладчикам (частнопредпринимательское АО), или акционерам обоих типов (смешанное АО). Следует отметить, что формально в России в период нэпа существовали все три отмеченных типа акционерных обществ. Однако постоянная тенденция к усилению государственного контроля за частными корпорациями со стороны государственных органов предопределила стагнацию и неразвитость этого вида акционерного сектора, который функционировал наиболее эффективно.
Жестко регламентировался порядок управления и деятельности акционерных обществ, ограничивался круг лиц, имевших право быть акционерами, вводился строгий государственный контроль и публичная отчетность. Высок был уровень недоверия и неуверенности в завтрашнем дне в среде инвесторов. Все это обусловило слабость позиций частнопредпринимательских акционерных компаний и к 1924 г. существовало лишь 14 частных производственных акционерных общества с капиталом в 5,7 млн. руб.[vi]
Ценные бумаги государственных и смешанных АО не имели свободного обращения и распределялись между промышленными, торговыми, транспортными хозяйственными органами и кредитными учреждениями. Обязанности по операциям с иностранными ценными бумагами, траттами, девизами и драгоценными металлами возлагались на Государственный Банк. В нем «сосредоточивались валютные резервы кредитной системы, подавляющая часть ценных бумаг, все кредитование хлебных операций, половина вексельных и подтоварно-ссудных операций».[vii]
Таким образом, для развития фондовых операций в советской экономике периода нэпа отсутствовали объективные предпосылки. В связи с этим обстоятельством фондовые отделы товарных бирж играли незначительную роль: их позитивное значение можно отметить лишь в аспекте выявления валютных курсов, а также при размещении государственных займов.
[i] Необходимо отметить, что как в предреволюционный период, так и в период нэпа чисто фондовых бирж в экономике России и СССР так и не возникло. Постановления Советской власти о фондовых биржах следует расценивать как относящиеся исключительно к фондовым отделам товарных бирж.
[ii] Паустовский К. Собр. соч. – Т.3. – М., 1957. – С.697-698.
[iii] Ленин В.И. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию 6-19 мая 1919 г. – Соч., т.29. – С.329, 338.
[iv] Екатеринослав – название Днепропетровска в 1802-1926 гг.
[v] Полторацк – название Ашхабада в 1919-1927 гг.
[vi] Прив. по: Черняев Д.А. Особенности возникновения и развития акционерных обществ в России //Вестник МГУ. Серия 6. – 1992. — № 5. – С.19.
[vii] История социалистической экономики СССР. – Т.2. – С.115.