Образование первой российской биржи в Санкт-Петербурге тесно связано с реформаторской деятельностью Петра I. Во время своего пребывания в Нидерландах (1697 г.) Петр посетил Амстердамскую биржу, а несколько позднее, в начале 1698 г., он побывал в Англии, где познакомился с работой Лондонской биржи. Организация торговли посредством бирж, которые представляли собой высокоорганизованные рынки с соответствующей инфраструктурой, произвели на царя-реформатора большое впечатление.
Обладая проницательным умом, Петр понял роль и значение биржи для экономики государства, оценил ее вклад как организатора и катализатора торговли и промышленности, финансово-кредитных рынков, а также всей сферы обращения. Вместе с тем Петр ясно осознавал, что организация биржевой деятельности теснейшим образом связана с разрешением таких важнейших проблем, как создание сети транспортных путей (водных и сухопутных), организация промышленных предприятий и финансовых учреждений, формирования условий для частного предпринимательства и инвестиций.
Стремясь к развитию торговли и промышленности в стране, Петр, по словам авторитетного историка биржи Ю.Филиппова, учреждает [указом или устным распоряжением – В.Г.] в 1703 г. биржу, а в 1705 г. строит для нее особое здание перед новыми торговыми рядами и устанавливает часы для собраний в нем купечества.1
По нашему мнению, дата построения первого биржевого здания в России, приведенная Ю. Филипповым, не вполне верна и требует уточнения. Так, например, известный писатель, историк и деятель биржи XIX в. Г.Немиров приводит следующие сведения: «В 1703 г. Петр определил место под строительство Гостиного двора, в составе которого планируется соорудить биржу. Здесь-то, при этих первоначальных торговых рядах, в которых продавались различные товары, весьма естественно и установился первоначальный сход купечества для коммерческих переговоров и сделок, рядом с первой торговой пристанью, бывшей на 50 сажен к востоку от начала нынешней дамбы Троицкого моста, и принимавшей тогда приходившие в новый город, преимущественно по Неве, через Шлиссельбург, суда… Первый английский корабль (пришедший в Петербург в 1704 г.), был приведен государем к бирже; этим, во-первых, подтверждается, что биржа к 1704 г. уже существовала, а во-вторых, в связи с планами 1705 г. в точности указывается место постройки первоначальных рядов».2 Таким образом, вероятнее всего, к 1704 г. Санкт-Петербургская биржа уже существовала во временно отведенном ей помещении.
Обустройство в Санкт-Петербурге биржи входило в общий план Петра по превращению северной столицы в крупнейший международный торговый центр России. Следует отметить, что к началу XVIII в. балтийское направление торговли заметно активизируется и Петр своим содействием лишь закрепляет существующие тенденции. Известный отечественный историк XIX в., академик Н. Костомаров подчеркивал этот факт следующим образом: «Главным предметом вывоза, между прочим, был хлеб, так что русская хлебная торговля направлялась в эту сторону. При Федоре Алексеевиче торговля Новгорода еще поднялась, ибо вместо немцев, привозивших в Москву иностранные пития и другие товары, начали их привозить и новгородцы. Конец XVII в. поднимал старый балтийский торговый путь, как бы приготовляя реформу Петра Великого».3
О значительности торговли того времени можно судить и по такому факту: в письме князя Хилкова из Стокгольма от 24 июня 1703 г. говорится, что в одном Стокгольме в это время находилось 160 русских купцов, заключенных по королевскому приказу в тюрьму; несомненно, что большинство этих купцов были новгородцы, и почти все вели торговлю через Новгород.4
Петр хотел перенести центр северной русской торговли из Новгорода в Петербург, в связи с чем организовал в Новгороде провиантское управление, в обязанности которого входила пересылка продуктов питания в Петербург через Ладожское озеро и по Неве. Именно это учреждение, по мнению Г.Немирова, «дало начало Санкт-Петербургской бирже раньше, чем она могла бы возникнуть по ходу оптовой его торговли… В настоящее время казенные подряды составляют второстепенную отрасль биржевой деятельности, но в первое десятилетие по основании Петербурга, когда заграничной торговли почти не производилось, Санкт-Петербургская биржа могла состоять исключительно из подрядчиков».5
Петр лично занимался привлечением иностранных купцов в Санкт-Петербургский порт. Так, после взятия Ньюэсканца, в Голландию и другие страны были отправлены сообщения, которые уведомляли иностранцев о победе русских войск и предлагали иноземным шкиперам своеобразную премию: тому, кто первым войдет в акваторию Санкт-Петербургского порта было обещано в подарок 500 дукатов; для второго корабля – 400, для третьего – 300, для четвертого – 200 и для пятого корабля – 100 дукатов. Такой стимул подействовал незамедлительно. Первый голландский корабль, несмотря на препятствия со стороны шведского флота под руководством вице-адмирала Нуммерса, пришел в Санкт-Петербург в 1703 г. В этом же году в Колывань (Ревель) прибыло еще 30 иностранных кораблей с товаром.
Вслед за Санкт-Петербургской биржей Петр предполагал развивать биржевую торговлю и в других городах России. Регламент Главного Магистрата, изданный 16 января 1721 г., указывал: «Такоже надлежит в больших приморских и прочих купеческих знатных городах, со временем же в удобных местах недалеко от Ратуши, по примеру иностранных купеческих городов, построить биржи, в которых бы сходились торговые люди для своих торгов и постановления векселей, також и для ведомостей о приходе и отпуске кораблей и коммерции: понеже в таком месте каждый купец и продавец в один час по вся дни тех может найти, с которыми нужда есть видится».
Покровительствуя бирже и в последующем, Петр 8 ноября 1723 г. издает Именной указ, в котором говорилось: «На Санкт-Петербургском острову, ныне, где пристойно, сделать биржу, а на Васильевском острову, на Гостине дворе, биржу же сделать каменную».6 А.Невзоров пишет, что остается неизвестным, был ли исполнен указ о строительстве в Петербурге двух бирж;7 однако одна биржа была построена в 1724 г. на Гостином дворе,8 находившемся на Троицкой площади Петербургской стороны. Деревянное здание биржи было выполнено по проекту архитектора Д.Треззини (D.Trezziny); высота потолков внутреннего помещения составляла 12 футов, потолок опирался на точеные столбы с перилами. На строительство здания пошло 4650 бревен длиною 3-4 сажени (6-8 м) и толщиной 5-7 вершков (22-31 см), досок топорных длиной 2,5 сажен, толщиной в 3 дюйма – 2800, а также 283 тыс. гвоздей.9
Государственная власть в России деятельно участвовала не только в финансировании постройки здания биржи, но и своими постановлениями пыталась развивать и регламентировать биржевую торговлю. Так, в 1725 г., последовал Сенатский указ следующего содержания: «Купецким людям на биржу приходить в 11 часов, а выходить в час по полудни; а ежели кто пожелает и более часа по полудни для отправления быть, и оным дать позволение».10
В 1735 г. биржа была перенесена на Васильевский остров, в так называемую «Портовую таможню». Такое перемещение не было случайностью, так как Петербургская биржа изначально приняла характер товарной, которая в основном обслуживала экспортно-импортный оборот, проходящий морским путем через порт. Как сообщает проф. К.Воблый, на бирже совершались по большей части сделки купли-продажи товаров и фрахтованию судов. Здесь продавали пеньку, сало, лен, воск, холст; покупали импортные товары − металлы, хлопок и колониальные продукты.11
Процесс внедрения биржевой формы торговли в экономическую жизнь России был сложным и длительным; петровская биржа на протяжении многих десятилетий оставалась единственным биржевым рынком страны.12
Каковы же глубинные причины того, что российская хозяйственная практика в XVIII в. не восприняла биржевую торговлю? Для осмысления этого факта следует обратиться к анализу экономической и политической ситуации того периода и выяснить, сформировались ли к тому времени необходимые экономические предпосылки.
Известно, что Петр I проводил реформирование российской экономической и политической системы жесткими методами, подавляя всякое противодействие, беспощадно ломая сложившийся уклад жизни общества. Поставив перед собой задачу поднять экономику России до уровня западной, Петр хорошо понимал, что без создания крупной отечественной промышленности, транспортных путей и иной инфраструктуры достигнуть этой цели невозможно. Это, в свою очередь, ставило перед страной задачи военного характера, в частности, необходимо было отвоевывать выходы к морским торговым путям.
Стремление Петра расширить международную торговлю России напрямую, без посредничества иностранцев, привело к конфликту со Швецией. В основе русско-шведской войны было желание приобрести гавани на Балтийском море, так как Россия не имела непосредственного выхода на европейские рынки и большую часть прибыли теряла на торговле с посредниками.
На эту проблему накладывалась другая, не менее насущная проблема – развитие сети сухопутных дорог. Петр с большими жертвами для российского населения прокладывал грунтовые дороги от Азова до Москвы и в других направлениях. О том, что эта задача была весьма непростой, говорит тот факт, что пытаясь проложить новую прямую дорогу от Москвы до Санкт-Петербурга (старая тянулась на 750 верст), сократив путь на более чем 100 верст, он не смог окончить работ, проложив лишь 120 верст новой дороги, не справившись с новгородскими лесами и болотами.
Трудности прокладки сухопутных путей обратили внимание Петра на русские реки, – вечно движущиеся дороги, не требующие ремонта. После взятия Азова он предполагал направить торговые пути к азовским портам и даже помышлял о черноморском флоте; уже были начаты работы по созданию каналов для соединения Волги и Дона, на которых в течение многих лет были заняты десятки тысяч рабочих и израсходовано большое количество материалов. На Иванском канале было построено уже 12 каменных шлюзов и произведен большой объем других работ. Однако потеря Азова в 1711 г. заставила бросить очень дорогие азовские и донские сооружения.13
Тем не менее, работы по созданию Вышневолоцкой судоходной системы были продолжены. В 1706 г. было начато движение судов между Волгой и Невой через Ладожское озеро. Однако судоходство по этому пути затруднялось частыми штормами на Ладоге. Необходим был обводной канал. Петр начал его строительство в 1718 г., а окончены работы по возведению 100-километрового сооружения были уже после его смерти инженером Минихом.
Напряженная работа Петра по созданию морских торговых путей также принесла свои плоды – балтийские порты стали местами крупнейших международных коммерческих перевозок: в 1725 г. по всем балтийским портам (кроме Пернова и Кронштадта) числилось в приходе 914 купеческих кораблей из разных стран Западной Европы.
Активно развивал Петр и промышленное производство, причем в основном принудительными мерами, мало рассчитывая на добровольную частную инициативу. Мануфактур-коллегии он предписывал вести дела с фабрикантами «не предложением одним, но и принуждением», хотя и «вспомогать наставлением, машинами и всякими способами», чтобы промышленники и предприниматели, а также люди разных чинов, видя государеву милость, «с вящей охотой и безопасно в компании вступали». Петр образно сравнивал русский народ с детьми: без принуждения от учителя сами за азбуку не сядут и сперва досадуют, а как выучатся, благодарят.
Существенным препятствием развитию российской промышленности в XVII-XVIII вв. являлось отсутствие традиций к инвестированию и общая запуганность капиталов. При всеобщем бесправии в нижних слоях общества и произволе в верхних, люди не пускали в оборот своих сбережений: крестьяне, ремесленники и мелкие промышленники прятали их в землю; дворяне же хранили золото в ларцах или отправляли его в лондонские, венецианские и амстердамские банки.
Петр стал бороться с этим явлением, запрещая вывозить золото за границу или же прятать его. В первые годы Северной войны был издан указ: кто станет деньги в землю хоронить, а кто про то доведет, доносчику из тех денег треть, а остальное на государя.
Производя экономические и политические реформы в стране ценой неимоверных усилий, Петр все же создал российскую промышленность: он оставил после себя 233 фабрики и завода по самым разнообразным отраслям промышленности. Больше всего его заботили производства, связанные с военным делом – полотняное, парусинное, суконное. Успешное развитие получили железоделательные заводы, построенные кузнецами Баташовым и Никитой Демидовым, а также оружейная промышленность – Тульский завод снабжал оружием всю армию.
В числе прочих заслуг Петра следует отметить и то, что он отучил высшие классы гнушаться предпринимательством и предпринимателями. При нем многие знатные люди и сановники становятся заводчиками и коммерсантами, сотрудничая при этом с простыми купцами. Сильнейшим стимулом для мотивации такой деятельности стали государственные льготы, казенные субсидии и ссуды.
Таким образом, Петром Великим были заложены основы для развития производства и сферы обращения в России, подведен своеобразный фундамент для биржевых отношений. Однако на воздвигнутом фундаменте еще только должна была сформироваться надстройка; простое механическое перенесение такого развитого рынка, как биржевой, в неподготовленные условия хозяйственной жизни России, оказалось преждевременным. В.Мониготти, анализируя этот аспект проблемы, отмечал: «У нас, в России, потребность купцов в периодических свиданиях между собой с успехом удовлетворялась многочисленными ярмарками и биржевые собрания оказывались совершенно лишними».14 Это мнение разделяли и другие исследователи биржи прошлого столетия. Так, например, В.Судейкин отмечал: «Условия нашей жизни в XIX веке при сильной регламентации правительства, ничтожной самодеятельности торгующего купечества и местном характере торговли мало благоприятствовали успешному развитию бирж, так что до 60-х годов, когда весь строй народного хозяйства подвергся коренной ломке, вследствие освобождения крестьян от крепостной зависимости, бирж (за исключением единичных случаев) не возникло».15
1 Филиппов Ю.Д. Биржа. Ее история… — С.161.
2 Цит. по: Немиров Г.А. Опыт истории Санкт-Петербургской биржи в связи с историей С.-Петербурга, как торгового порта. – Вып.IV. «Начало биржи в С.-Петербурге (1703 г.)» — СПб.: Тип. Императ. Акад. наук, 1889. – С.5.
3 Прив. по: Костомаров Н.И. Очерк торговли. – С.42.
4 Немиров Г.А. Начало биржи в Санкт-Петербурге. – С.3.
5 Ibid. – С.3-4.
6 Прив. по: Дмитриев А. Биржа, биржевые посредники и биржевые операции. – СПб., 1863. – С.4.
7 Невзоров А. Русские биржи. – Юрьев: Тип. К.Матисена, 1897. – С.9.
8 Гостиным двором в русских городах называли архитектурный комплекс для торговли и хранения товаров.
9 Немиров Г.А. Построение биржевого здания 1724 г. – СПб.: Тип. Акад. наук, 1889. – С.3.
10 Цит. по: Дмитриев А. Биржа, биржевые посредники и биржевые операции. – С.4.
11 Воблый К. Биржи в прошлом (на Западе и в России) и их современная роль в советском хозяйстве. – С.203.
12 После смерти Петра даже предпринимались попытки закрыть Санкт-Петербургскую биржу. Так, А.Меньшиков подготовил для Екатерины I указ (который был ею подписан), согласно которому здание биржи передавалось военным для размещения в нем швейного производства по пошиву кителей и шинелей. В частности, в Указе от 25 апреля 1725 г. говорится: «Всепресветлейшая Великая Государыня Императрица Екатерина Алексеевна, Самодержица Всероссийская постановляет: в построенной на Троицкой площади для собрания купецких людей бирже и подле ее, в сарае строить [т.е. шить] на полки мундир, и для того оную биржу и сарай очистить [т.е. освободить от купецких людей] и отдать определенному к строению мундира подполковнику Титову, и Государственная Коммерц-Коллегия да благоволит о том учинить по вышеписанному Ея Величеству указу. Генерал Фельдмаршал князь Меньшиков». Однако прокурор Гурьев опротестовал этот указ, а Сенат на этом основании отказался его исполнять. Прив. по: Немиров Г.А. С.-Петербургская биржа в последний месяц царствования Петра Великого. – СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1890. – С.3.
13 Прив. по: Ключевский В.О. Русская история. – Кн.2. – С.557-558.
14 Филиппов Ю.Д. Биржа. Ее история… — С.161.
15 Судейкин В. Биржа и биржевые операции. – СПб., 1892. – С.4.