В этот день, 15 августа 1914 года первое судно под названием SS Ancon прошло по Панамскому каналу. Эта дата является знаковой для начала движения по каналу, хотя вскоре после начала эксплуатации произошёл оползень и работы по укреплению береговой линии были возобновлены.
Строительство канала, который бы позволял коротким путём попадать судам из Тихого в Атлантический океан по прямому и обратному маршруту, имеет интересную историю. Первые предложения по прокладке соответствующей нитки делали ещё испанские конкистадоры, но испанский король на данную инициативу наложил запрет, посчитав это богопротивным делом.
До практического воплощения проекта в жизнь дело дошло только в XIX веке, когда судоходство значительно выросло и экономическая привлекательность канала серьёзно увеличилась. Под идею сооружения канала была образована акционерная «Всеобщая компания межокеанского канала», бумаги которой приобрели 800 тысяч инвесторов. Реклама будущих перспектив Панамского канала была внушительной, поэтому акции раскупались на ура.
1 января 1880 года состоялась торжественная церемония открытия закладки канала. Однако проектные ошибки, финансовые махинации, болезни рабочих и нецелевые расходы привели к целому ряду злоупотреблений и скандалов. В международной практике и поныне сохранился термин «панама», имеющий отрицательную смысловую нагрузку, означающую обман и наглое мошенничество.
В конце концов Панамский канал был достроен американцами, после выкупа ими прав на его прокладку за 40 млн. долл. Теперь ежедневно канал протяжённостью в 81,6 км проходят десятки судов ежедневно, выплачивая администрации канала соответствующие платежи, зависящие от длины судна и тоннажа груза.
В настоящее время проводятся работы по расширению и углублению Панамского канала, которые позволят увеличить его пропускную способность – в том числе за счёт прохода супертанкеров. Альтернативой Панамскому каналу станет, по-видимому, Никарагуанский канал, строительство которого одобрило в 2013 году правительство этой страны.