В дни празднования майских праздников и годовщины независимости лидеры Донецкой и Луганской народных республик неожиданно сменили риторику и заявили, что согласны «на широчайшую автономию» в составе Украины, — примерно такую, какую имеет Гонконг во взаимоотношениях с континентальным Китаем. Для реализации этого предложения Киеву предлагается немедленно прекратить экономическую блокаду Донбасса, выплатить пособия и пенсии, принять поправки в конституцию, законодательно закрепить особый статус ДНР и ЛНР. Разумеется, киевским властям также следует определиться с параметрами восстановления жилого фонда, социальной и производственной инфраструктуры (суммы, сроки).
Для Порошенко и его команды такой расклад оказался в определённой мере неожиданностью, так как украинский президент продолжил привычную линию, говоря об усилении армии, возврате донецкого аэропорта, Донбасса и Крыма – как он выразился «потому, что это наша земля».
Каковы же планы ДНР и ЛНР и почему они вдруг сменили непреклонную позицию на возможный компромисс? Может быть, дело в слабости властей самопровозглашённых республик, их боязни хозяйственных трудностей и социального недовольства оставшихся жителей? Думается, что нет. Скорее, в действие вступает более тонкая политическая игра, которая станет для Киева миной замедленного действия.
Согласившись на досрочные выборы в рамках договорённостей Минска-2, Александр Захарченко и Игорь Плотницкий тем самым дают понять, что уверены в их благоприятном исходе. Более того, им приходится в известной степени успокаивать наиболее непримиримую часть ополчения, которые не желают даже слышать о совместной жизни с «бандеровцами и фашистами».
Но, дав согласие на будущую жизнь в составе единой Украины, власти ДНР и ЛНР могут сделать гораздо больше, чем ожесточёнными военными действиями. Их вхождение в состав Незалежной наверняка повлечёт за собой долгосрочные политические последствия. Широкая автономия и независимый статус ДНР и ЛНР, наличие собственных вооружённых сил, полиции и разведки, наверняка станут спусковым крючком для федерализации страны, формирования других автономных образований. Хватит ли у центральных властей сил, чтобы предотвратить введение собственных валют, законов, налогов и налоговых преференций – это большой вопрос. Более того, власти ДНР и ЛНР абсолютно уверены, что они могут осуществить и более амбициозный сценарий, согласно которому вся полнота власти в Украине перейдёт к ним и тогда государственное строительство пойдёт в совсем ином русле – с другими приоритетами, политическими и экономическими партнёрами.
Что же касается П. Порошенко, то он сейчас оказался в чрезвычайно сложном положении, когда нельзя говорить ни «да», ни «нет», так как война плохо, а воссоединение ещё хуже. А тем временем состояние экономики Украины постепенно ухудшается, национальные железные дороги уже объявили дефолт, внешний долг растёт. В связи с этим от Киева сейчас требуются какие-то нестандартные решения.