Подобно тому, как в доме повешенного не принято говорить о верёвке, так и в кризисной экономике считается неуместным упоминать о хозяйственных успехах. Раздражённый читатель сразу же с негодованием вспоминает о взлетевших ценах и снизившейся зарплате, о росте тарифов ЖКХ, о повысившейся напряжённости на рынке труда и прочих невзгодах. Всё это, безусловно, так; от негативных явлений отмахиваться бессмысленно. Но и не замечать позитивных знаков тоже не стоит, так как именно они являются теми маяками, которые указывают на намечающийся хозяйственный рост.
В последние несколько лет отношения России с окружающим миром обострились; США и Европа никак не идут на диалог, полагаясь на свою политическую, военную и экономическую мощь. В их глазах Россия представлялась страной слабой, хотя огромной по территории – неким колоссом на глиняных ногах, который стал рушиться под собственным весом в начале 1990-х годов. Зачем же договариваться с проигравшим противником, который не желает признавать себя лузером? Его надо додавить, поставить в подчинённое положение, чтобы он заискивающе заглядывал развитым странам в глаза и с подобострастием выслушивал назидания западных менторов.
Испробовав множество попыток договориться с США и странами НАТО, Владимир Путин решил, что лимиты односторонних предложений исчерпаны; раз Запад понимает только силу, силой надо и действовать. Как образно выразился российский президент, русскому медведю не дадут питаться ягодками, а посадят на цепь и вырвут зубы. Такой исход россияне явно не примут.
И вот наступил переход от увещеваний к политике реального сдерживания западного военно-политического союза в отношении России. Стоп-кран был сорван на подступах к Украине, собравшейся вступить в НАТО и предоставить альянсу территории под военные базы. Россия бы в такой ситуации была бы слишком уязвима для ядерного оружия противника. Выбора практически не было – Путину пришлось действовать быстро и решительно. Крым, Донбасс, санкции, угрозы изоляции России и разрыва её экономики в клочья – всё это слилось в один монотонный негативный фон.
К экономической атаке страны Запада и их союзники подготовились, как водится, основательно. Спокойно и методично проанализировали слабости России, её зависимые от технологий и импортных товаров отрасли, неокрепший в достаточной мере рубль, страны Запада нанесли расчётливой рукой поражающие удары так, чтобы причинить максимальный вред России и минимальный ущерб себе. А тут ещё западным мастерам заплечных дел повезло – цены на нефть и сырьевые товары стали динамично падать, серьёзно обострив ситуацию в странах-нефтеэкспортёрах.
Казалось бы, настало время противникам РФ возликовать, так как совсем скоро российский народ восстанет и свергнет авторитарный режим. Но, к удивлению западных политиков, майданный сценарий не состоялся. Более того, рейтинг В. Путина к осени 2015 года дорос до максимальных значений за всё время наблюдений.
Что же происходит у этих русских, у которых всё наоборот? Почему падение реальных доходов населения и высокая инфляция не выводят людей на улицы? Почему на выборах в сентябре 2015 года «Единая Россия» вновь победила? Ведь без западных дешёвых кредитов и инновационных технологий всё должно было загнивать и стагнировать – именно на это и рассчитывали зарубежные стратеги. Но опять, как и в 1941 году, с блицкригом что-то не заладилось. Скажем более. По мере того, как могучая армия Гитлера и его союзников наступала, она всё более теряла силы, в то время как армия советская, несмотря на потери, добавляла в мастерстве, умении и вооружении.
Нечто подобное происходит и теперь. Первые годы экономической войны оказались для России самыми трудными. Выяснилось, что очень высока наша зависимость от импортных поставок. Аграрный сектор не может прокормить страну. Перерабатывающая промышленность низкоконкурентна. Малый и средний бизнес находится если не в зачаточном, то весьма неудовлетворительном состоянии. Бюджет перегружен обязательствами, пенсионная реформа совсем не начиналась. Население стареет, а значительная часть граждан закредитована.
Естественно, при таких стартовых условиях развитие экономики априори не может быть лёгким. Тучные времена остались позади, теперь приходится параллельно решать сразу огромный комплекс задач:
А) развивать оборонный комплекс и армию в условиях сжимающегося бюджета;
Б) активизировать предпринимательскую активность в различных секторах, на внутреннем и внешнем рынках;
В) проводить социальные реформы и структурные преобразования в государственном и коммерческом секторе;
Г) бороться с коррупцией и вывозом за рубеж капиталов;
Д) осуществлять приватизацию госимущества и проводить демонополизацию рынков;
Е) удерживать уровень социальных трансфертов на приемлемом уровне.
Справляется ли российское руководство с обозначенными выше проблемами? Конечно, не полностью. Но в целом сдвиги есть. Первые позитивные моменты можно с уверенностью фиксировать.
В финансовой сфере следует отметить стабилизацию курса рубля и его относительную устойчивость даже при цене нефти в 45-47 долл. за баррель. Твёрдый и даже несколько перепроданный рубль – хороший старт для движения вперёд.
Нельзя также не отметить и такие опережающие индикаторы, как рост фондового рынка и увеличение объёмов выданных кредитов. Российские ценные бумаги упрямо не хотят падать, а приток денег из-за рубежа хоть и не быстро, но увеличивается.
В качестве позитивного фактора отметим и облегчение корпоративного долга российских госкомпаний, которые постепенно выплачивают западным банкам долги, главная тяжесть которых пришлась на 2015 год. В дальнейшем выплаты за рубеж сократятся, что ослабит давление на рубль.
Сейчас незаметно в российской экономике происходит рост производительности труда, так как бизнес освобождается от избыточного персонала. В социальном плане это болезненный процесс; в экономическом – желательный и даже необходимый.
Болезненная переструктуризация государственного и коммерческого сектора продлится ещё какое-то время – скорее всего, 2-3 года. За этот период произойдёт дальнейшее импортозамещение, будут созданы новые предприятия, продукты и логистические схемы. Если президент и правительство смогут успешно противостоять деструктивным процессам (в правовых и кадровых вопросах, в борьбе с коррупцией, в сфере госзакупок и проч.), то наметившиеся благоприятные тенденции воплотятся в устойчивый экономический рост.