Прогноз развития российской экономики после президентских выборов 2012 года

Прогноз развития российской экономики

Прогноз развития российской экономики

Совсем скоро закончатся предвыборные баталии, один из кандидатов займет президентское кресло и вместе с вновь сформированной командой единомышленников начнет анализировать новую экономическую и политическую реальность в нашей стране.

А она такова, что не обещает новому правительству и президенту легкой жизни. Тревожные тенденции пока только обозначаются. Так, в январе в России был зафиксирован экономический спад. ВВП России без учета сезонных факторов сократился в январе 2012 г. на 0,1% по сравнению с декабрем 2011 г. И это при рекордной цене на нефть, которая в последний год только росла и составляет ныне 124 долл. за баррель. Международные спекулянты продолжают разгонять нефтяные котировки, которые давно не отражают реального соотношения спроса и предложения на рынке нефтепродуктов. Нефть перестала быть только сырьем и плавно перешла в разряд финансовых активов.

Казалось бы, это здорово – России опять сильно повезло на тех рынках, где она не контролирует ценообразование. Цифры говорят сами за себя: в 2012 г. внешнеторговое сальдо России улучшилось по сравнению с тем же месяцем предыдущего года. Профицит торгового баланса составил 21 млрд. долл., тогда как в январе 2011 г. он не превышал 13,7 млрд.

Однако такое положение дел создает иллюзию благополучия в отечественной экономике, толкает власти на завышенные бюджетные расходы и обещания многочисленным контингентам государственных служащих, военным, полицейским, учителям, преподавателям вузов, медработникам, студентам, пенсионерам. Увеличение оборонных расходов до 23 трлн. руб. на ближайшие восемь лет ляжет неподъемным бременем на российский бюджет.

Но, может быть, новый президент, правительство и Госдума отыщут незадействованные резервы для покрытия огромных социальных и оборонных расходов? Ведь за последнее десятилетие число бюджетников выросло почти на половину – и ничего, даже кризис 2008-2010 гг. нам не помешал показать восстановительный экономический рост в 4,3% в 2011 г.

Да, это действительно имело место. Несмотря на исчерпание основных резервных фондов, России в период мирового финансово-экономического кризиса удалось выстоять. Правда, ценой глубокого падения ВВП, снизившегося на 10% во втором квартале 2009 г. При этом промышленное производство в нашей стране падало на 17-18% летом 2009 г., а отечественное автомобилестроение работало только на четверть от своей докризисной нагрузки. Официальный уровень безработицы в этот период составлял 10,3% (напомним, что по российской методике подсчитываются только те безработные, которые сами обратились в службу занятости).

Но шок довольно быстро прошел, цены на нефть неторопливо поползли вверх, оставив отметку в 46 долл. за баррель далеко позади. Фондовые индексы РТС и ММВБ, потерявшие в период кризиса до 75% капитализации, хотя ныне и не достигли предкризисных уровней, все же находятся на приемлемых уровнях.

И все же значительная милитаризация бюджета и нарастающий вал социальных обязательств ставят перед командой будущего президента альтернативы не самого приятного свойства.

Альтернатива первая: оставить все как есть. Возможно, нефтяное эмбарго Ирана взметнет цены на черное золото до 200-220 долл. за баррель. Тогда поток нефтедолларов в Россию только усилится и новой власти не надо будет в срочном порядке предпринимать экстренные меры. Денег на обслуживание военных и социальных расходов, а также выплаты по международным обязательствам, возможно, на какое-то время хватит. Однако таких уровней цен мировая экономика больше 6-8 месяцев не выдержит. Начнется неминуемый спад производства и потребления сырьевых товаров, взлетит инфляция в развитых и развивающихся экономиках. На волне роста безработицы и снижения благосостояния будут активизироваться социальные протесты, что только усугубит экономический спад. Цены на нефть, цветные и черные металлы, «мягкие коммодитис» устремятся к минимальным отметкам, российский экспорт сожмется, а мощный поток нефтедолларов пересохнет до небольшого ручейка.

Баланс между вывозимыми и ввозимыми товарами будет нарушен, национальная валюта девальвируется, уровень жизни граждан России пойдет на спад. Протестная активность возрастет, будут назначены досрочные выборы, после которых власти все-таки придется проводить непопулярные реформы (но уже в условиях очень ограниченных финансовых и прочих ресурсов).

Альтернатива вторая: сразу после выборов отбросить популизм и все-таки сказать, что король голый. Оставив в стороне бряцанье оружием и предвыборную риторику, власти следует начать действовать на опережение.

Но как не допустить значительной инфляции, безработицы и тотальной криминализации экономики, когда нужно значительно увеличивать налоги? Ведь выбытие рабочей силы по возрасту в ближайшие пять лет будет очень интенсивным, а повышение производительности труда неизбежно повлечет за собой массовые увольнения.

Что и говорить, тучи над экономикой России сгущаются. Программа выхода из не слишком благоприятной для нас ситуации будет следующей (причем безотносительно к тому, кто будет у власти).

  1. Радикальное снижение налогов на производство и предпринимательскую деятельность. Речь уже не будет идти не только о повышении налогов, но даже о сохранении прежних налоговых ставок.  Компенсация выпадающих доходов будет осуществляться за счет внутренних и внешних займов, приватизации госпредприятий и необеспеченной эмиссии.
  2. Создание условий для ускоренного развития бизнеса. Образование бизнес-структур в российской экономики в последние два-три года не только замедлилось, но и повернуло вспять. Нарастает поток предприятий, сдающих в налоговую инспекцию нулевые балансы. Одновременно отмечается нарастание числа желающих работать в государственных структурах и госкорпорациях. Не будем входить в подробности данного явления – все и так очевидно. Принимать на себя повышенные риски без поддержки сверху большинство здравомыслящих людей не желает. Изменить эту негативную тенденцию можно лишь общими усилиями власти и бизнеса, находя взаимоприемлемые решения по каждой конкретной проблеме.
  3. Сокращение госрасходов. Новой власти придется volens nolens пойти на сокращение численности государственных служащих, полиции, военных, судей, прокурорских работников, судебных приставов, службы исполнения наказаний, всех силовых служб (включая ФСБ). И даже значительный контингент врачей придется сократить (врачей у нас наполовину больше на тысячу населения, чем в развитых странах), предоставив им возможность работать в частном медицинском бизнесе. И это не говоря уже о таких очевидных вещах, как закупка для госчиновников автомобилей представительского класса, дорогостоящих товаров и т.п.
  4. Увеличение пенсионного возраста и проведение пенсионной реформы. Понятно, что повышение пенсионного возраста ни у кого не вызовет восторга, так как россияне привыкли считать небольшую пенсию скромной прибавкой к зарплате, которую они получают, продолжая трудовую деятельность. Не буду развивать эту мысль, поскольку эту тему мы уже затрагивали в предыдущей публикации. Скажу лишь, что на поле пенсионной реформы предстоит большая и очень неблагодарная работа, которая способна подорвать любые авторитеты при ненадлежащем исполнении.
  5. Обуздание монополий и приватизация госкорпораций. Новый президент и правительство будут вынуждены более активно бороться с монополизмом государственных предприятий, сговором и постоянным завышением цен на электроэнергию, газ, водоснабжение, отопление, железнодорожные перевозки. Без жесткого ограничения аппетитов этих предприятий экономический рост будет затруднен, а социальное напряжение неизбежно станет воспроизводиться.
  6. Развитие системы коммерческой медицины и платного образования. Современная медицина стоит весьма недешево – расходы на нее в развитых странах сопоставимы с затратами на национальную оборону. Если государство пытается брать финансирование отрасли здравоохранения только на себя – оно обычно надрывается, так и не решив задачу качественного медицинского обслуживания большинства людей. Звучит, опять же, непопулярно, но единственный способ создать современное и эффективное здравоохранение – это создавать развитую отрасль медицинского бизнеса и добровольного медицинского страхования. Как показывает практика, наши граждане готовы платить за добротную медицинскую помощь. То же самое можно сказать и о платном высшем и послевузовском образовании. Были бы только деньги. Но о деньгах – в следующем пункте.
  7. Обоснованное повышение оплаты труда. В России новому президенту и правительству придется реализовать схемы почасовой оплаты труда, которые применяются в развитых странах. Более сбалансированная и справедливая система оплаты труда, как в государственном секторе, так и в бизнесе настоятельно необходима. Она способна решить многие насущные проблемы: усиления внутреннего потребления, мотивации трудовой деятельности, решению проблемы пауперизма и социального противостояния.
  8. Затягивание поясов для населения. Как ни печально это звучит, ограничения по льготам, пособиям, стипендиям новому правительству придется вводить. Взамен государственного вспомоществования власти надо будет предложить населению способы заработать деньги самостоятельно.
  9. Снижение расходов на охранные и секретные службы, помощь иностранным государствам, представительские расходы. Новому президенту и правительству придется учиться экономить – на себе, на своих «гориллах», и даже на своих любимых игрушках (таких, например, как сочинская Олимпиада, которая на текущий момент обошлась нашему бюджету уже в 30 млрд. долл., хотя аналогичные зимние Олимпиады обходятся их организаторам в 3-3,5 млрд. долл.). Личный пример скромности и рачительности в расходах окажет благотворное влияние на умонастроение наших сограждан.

Думаю, что кратко изложенная нами программа действий будет являться в той или иной степени базой для нового правительства любой политической и идеологической ориентации – будь то министры из ЛДПР, КПРФ, «Справедливой России» или правые либералы. И это при том, что все перечисленные меры весьма непопулярны как среди чиновников, так и широких слоев населения. Власть, возможно, предпочтет закамуфлированный вариант – говорить одно, а делать другое. Почти по Дэн Сяопину – «включай левый поворот и поворачивай направо».

Похожее ...

1 Комментарий

  1. Георгий:

    Выход — только один: национализация ключевых отраслей экономики, в первую голову — банковское дело. Частный банк — преступление против человечества, ростовщичество — язва, убивающая цивилизацию.

Добавить комментарий для Георгий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.